Проверка уровня и замена жидкости гидроусилителя рулевого управления
Гидроусилитель рулевого управления снабжается рабочей жидкостью из бачка 1 (рис. 1). Бачок расположен в моторном отсеке на кронштейне верхней поперечины рамки радиатора. (см. устройство под капотом)
Рис. 1. Бачок гидроусилителя рулевого управления (в вариантном исполнении, дв. ВАЗ)
Рис. 2 - Метки на бачке ГУР (дв. Рено)
Необходимо регулярно проверять уровень рабочей жидкости, особенно если Вы ощущаете изменение эффективности работы усилителя рулевого управления.
Проверка уровня рабочей жидкости осуществляется при выключенном двигателе на остановленном на горизонтальной поверхности автомобиле.
Уровень рабочей жидкости в бачке проверяйте визуально по меткам, нанесенным на щупе крышки бачка. А на бачках с двигателями Рено - метки нанесены на стенки бачка. Уровень жидкости должен быть между отметками «MIN» и «МАХ». При работе двигателя жидкость в системе гидроусилителя рулевого управления нагревается, и уровень в бачке может быть немного выше метки MAX.
Примечание:
Внешний вид бачка жидкости гидроусилителя отличается на Lada Largus в зависимости от установленных двигателей. На ранних с двигателями Renault - бачки светлые, круглые. На более новых моделях с двигателями ВАЗ - бачки тёмные, треугольные. Общий принцип проверки уровня и замены жидкости - одинаковый.
Жидкость (масло) ГУР, залитая на заводе, рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля. Однако замена может потребоваться при значительном загрязнении жидкости, утечках, замене деталей. Кроме того, необходимо проверять уровень жидкости в бачке гидроусилителя при каждом ТО.
Примечание: несмотря на то, что автопроизводители заявляют об отсутствии необходимости заменять жидкость ГУР по регламенту ТО, некоторые технические специалисты рекомендуют всё же менять жидкость каждые 100 тыс. км пробега.
Общее количество жидкости гидроусилителя: по предписанию АвтоВАЗ - 1,2 ± 0,05 л. (По отзывам владельцев - вполне хватает упаковки 1 л )
Какая жидкость ГУР залита: Mobil ATF 52475 (штатная), или ELFMATIC G3
Доливка
Отверните крышку бачка.
Извлеките сетчатый фильтр ( отсутствует на новых моделях).
При необходимости - промойте, просушите.
Долейте жидкость до требуемого уровня
Замена
Откачайте шприцем всю жидкость из бачка ГУР.
Укройте место вокруг бачка ветошью для защиты от проливающегося масла.
Разожмите пружинный хомут, сдвиньте его по шлангу и отсоедините возвратный шланг от бачка. (маленький штуцер). Для удобства работы можно снять бачок с крепления потянув его вверх.
Опустите его конец в подходящую тару, при этом опустите её, как можно ниже, насколько это позволит длина шланга.
Заглушите свободный штуцер бачка подходящим материалом (например кусок полиэтилена + изолента)
Залейте новое масло в бачок ГУР до метки "Max".
Поворачивайте руль до упора влево и вправо пока из шланга возврата в тару не начнёт вытекать новая (чистая красная) жидкость. При этом между интервалами поворота руля необходимо доливать в бачок жидкость, не допуская чтобы её уровень опустился ниже метки Min, иначе в систему попадёт воздух.
Эту работу удобнее выполнять с помощником, но в полне можно и одному.
Примечание:
При этом автомобиль можно не заводить, но вставить ключ зажигания и повернуть для разброкировки рулевого вала, а для облегчения поворота руля можно поддомкратить одну, или обе стороны передка автомобиля.
Закройте бачок крышкой.
Быстро снимите заглушку со штуцера бачка и установите шланг на место.
Закрепите его хомутом.
Заведите автомобиль и выполните несколько интервалов полного поворота руля влево-вправо.
Доведите уровень жидкости до нормы.
Удалите потеки жидкости с деталей и кузова автомобиля.
Совет
Разместить магнит в бачке с жидкостью ГУР - хорошая идея. Железосодержащие частицы ловит отлично.
Дополнение
Причины утечек жидкости гидроусилителя
Утечка жидкости гидроусилителя рулевого управления (ГУР) не так страшна, как утечка масла или тормозной жидкости. Тем не менее се также не стоит оставлять без должного внимания, чтобы не получить в конечном итоге серьезных повреждений системы. В частности, недостаток жидкости ГУР в системе создает дополнительное давление на насос и рулевую рейку, что может вызвать их преждевременный выход из строя. Если же в системе слишком много жидкости, это создает дополнительное давление на шланги и уплотнения,что приводит к тем самым утечкам жидкости рулевого управления. И круг замыкается.
Как правило, утечка жидкости ГУР, возникающая при заглушенном автомобиле, может быть вызвана протекающим насосом ГУР, треснувшим шлангом системы или неисправной рулевой рейкой.
Если жидкость для гидроусилителя рулевого управления протекает, вы можете заметить небольшое отложение засохшей жидкости вокруг соединений некоторых шлангов, или жидкость в соответствующем бачке постоянно опускается ниже минимально рекомендуемого уровня.
На самом деле утечка из системы гидроусилителя рулевого управления не такая уж редкость, особенно в старых автомобилях. Во многих случаях она обусловлена возрастной коррозией и износом системы. Утечка часто становится заметной после того, как автомобиль некоторое время простаивал на стоянке. Причина заключается в том, что при выключенном двигателе жидкость ГУР остается в системе, но не находится под давлением. Из-за «подсоса» воздуха снаружи, вследствие создавшегося разряжения, жидкость ГУР начнет просачиваться наружу через самое слабое место в системе.
Наиболее частые причины утечки жидкости рулевого управления с гидроусилителем:
• использование неправильной жидкости ГУР;
• утечка из насоса системы ГУР;
• изношенные шланги и уплотнения гидроусилителя рулевого управления;
• управление автомобилем с некорректным количеством жидкости ГУР;
• утечка из бачка с жидкостью ГУР.