Моменты затяжки резьбовых соединений, последовательность и процедура затяжки
Ниже приведены моменты затяжки резьбы на наиболее ответсвенных узлах, детялях и соединениях. Таблица поделена на основные разделы: двигатель, подвеска, тормоза и т.д.
См. также Моменты и очередность затяжки болтов ГБЦ для двигателя K7M и для K4M
Наименование крепежной детали | Момент затяжки, Н.м (кгс.м) |
Болт крепления правой опоры подвески силового агрегата к двигателю | 62 (6,2) |
Болт крепления правой опоры подвески силового агрегата к кузову | 62 (6,2) |
Болт крепления левой опоры подвески силового агрегата к коробке передач | 62 (6,2) |
Болт крепления левой опоры подвески силового агрегата к кузову | 21 (2,1) |
Болт крепления нижней реактивной тяги подвески силового агрегата | 105 (10,5) |
Гайка шпильки крепления опоры коробки передач на подушке левой опоры подвески силового агрегата | 62 (6,2) |
Гайка шпильки крепления коробки передач к двигателю | 44 (4,4) |
Болт крепления коробки передач к двигателю | 44 (4,4) |
Болт крепления нажимного диска сцепления | 20 (2,0) |
Гайка шпильки крепления выпускного трубопровода к каталитическому нейтрализатору | 21 (2,1) |
Болт крепления тяги привода переключения передач к коробке передач | 27,5 (2,75) |
Гайка крепления тяги привода переключения передач к рычагу переключения передач | 27,5 ( 2,75) |
Болт крепления фланца защитного чехла внутреннего шарнира вала привода левого переднего колеса на коробке передач | 25 ( 2,5) |
Болт крепления клеммы провода "массы" на коробке передач | 21 (2,1) |
Болт крепления подрамника к кузову | 105 (10,5) |
Верхний болт крепления соединительной тяги подрамника к лонжерону кузова | 21 ( 2,1) |
Нижний болт крепления соединительной тяги подрамника | 62 (6,2) |
Болт крепления шарнира стабилизатора поперечной устойчивости и подрамника | 105 (10,5) |
Гайка болта крепления шаровой опоры рычага передней подвески | 62 (6,2) |
Болт крепления нижнего рычага передней подвески | 105 (10,5) |
Гайка крепления стойки амортизатора к кузову | 44 (4,4) |
Гайка крепления штока амортизаторной стойки | 62 (6,2) |
Болт крепления амортизатора на поворотном кулаке | 105 (10,5) |
Болт крепления опоры стабилизатора поперечной устойчивости | 8 (0,8) |
Болты крепления рулевого механизма к подрамнику | 105 (10,5) |
Гайка крепления пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги | 37 (3,7) |
Внутренний шаровой шарнир рулевой тяги | 34 (3,4) |
Контргайка регулировки схождения колес | 50 (5,0) |
Гайка ступицы переднего колеса | 280 (28,0) |
Болт крепления колеса | 105 (10,5) |
Болт крепления опоры задней подвески | 105 (10,5) |
Болт нижнего крепления амортизатора задней подвески | 105 (10,5) |
Гайка крепления рулевой колонки | 21 (2,1) |
Болт соединения вилки карданного шарнира рулевого вала с валом рулевого механизма | 21 ( 2,1) |
Болт крепления насоса гидроусилителя рулевого управления на кронштейне для автомобиля: с двигателем K7M;с двигателем К4М | 21 ( 2,1)25 (2,5) |
Болт крепления трубопровода высокого давления на насосе гидроусилителя рулевого управления | 21 ( 2,1) |
Штуцер трубопровода высокого давления на насосе гидроусилителя рулевого управления | 21 ( 2,1) |
Штуцер трубопровода высокого давления на рулевом механизме | 21 (2,1) |
Штуцер трубопровода низкого давления на рулевом механизме | 21 (2,1) |
Болт крепления трубопровода гидроусилителя рулевого управления на опоре коробки передач | 21 ( 2,1) |
Болт крепления трубопровода гидроусилителя рулевого управления на коробке передач | 21 ( 2,1) |
Болт крепления трубопровода низкого давления гидроусилителя рулевого управления на подрамнике | 21 ( 2,1) |
Болт крепления трубопровода низкого давления гидроусилителя рулевого управления на блоке цилиндров | 21 ( 2,1) |
Датчик давления на трубопроводе высокого давления гидроусилителя рулевого управления | 12 (1,2) |
Болт крепления направляющей колодок переднего тормоза | 105 (10,5) |
Гайка крепления тормозного барабана | 280 (28,0) |
Болт крепления щита заднего тормозного механизма | 80 (8,0) |
Болт крепления трубопровода системы кондиционирования к компрессору кондиционера | 8 (0 ,8) |
Болт крепления кронштейна трубопровода системы кондиционирования на компрессоре | 8 (0 ,8) |
Болт крепления ремня безопасности | 21 (2,1) |
Универсальные величины моментов затяжки, исходя из размеров крепежа
Большинство деталей крепления должно затягиваться определенным моментом затяжки.
Момент затяжки это вращательное усилие, приложенное к резьбовой детали - гайке или болту. Перетягивание детали крепления может ослабить ее и вызвать поломку, в то время как недотягивание может вызвать, в конце концов, ее ослабление. Болты, винты и шпильки, в зависимости oт материала из которого они изготовлены и диаметра их резьбы, имеют определенные величины моментов затяжки, многие из которых приведены в технических данных. Тщательно выполняйте эти рекомендации. Для деталей крепления, по которым не приведены моменты затяжки, здесь приведена общая таблица величин моментов затяжки в качестве руководства. Эти величины моментов затяжки относятся к сухим (несмазанным) деталям крепления, вворачиваемым в сталь или чугун (но не в алюминий). Как упомянуто ранее, размер и класс прочности детали крепления определяег момент затяжки, который можно безопасно приложить к ней. Цифры, приведенные здесь, относятся к деталям крепления класса 2 и 3. Детали крепления более высоких классов прочности могут выдерживать большие величины моментов затяжки
Размер метрической резьбы | Нм |
М6 | 9-12 |
М8 | 19-28 |
М10 | 38-54 |
М12 | 68-96 |
М14 | 109-154 |
Размеры трубной резьбы | Нм |
1/8 | 7-10 |
1/4 | 17-24 |
3/8 | 30-44 |
1/2 | 34-47 |
Как затягивать
Если детали крепления установлены в определенном порядке, отпускайте и затягивайтеe их в определенной последовательности для предотвращения перекоса детали. Там, где эта последовательность имеет значение, она будет показана.
Если особенный порядок болтов не важен, руководствуйтесь следующим правилом, чтобы предотвратить перекос:
Сначала установите болты или гайки и закрутите их пальцами. Затем, затяните каждую из них на один полный оборот крест-накрест или по диагонали. Затем, возвратитесь к первой детали, и в той же последовательности затяните их все еще на полоборота. В заключение затягивайте каждую из них по четверть оборота до тех пор, пока каждая деталь крепления не будет затянута требуемым моментом. Для ослабления и снятия деталей крепления выполните эту процедуру в обратном порядке.
Для фиксации резьбы, если это необходимо, используют специальные составы (анаэробные фиксаторы) для резьбовых соединений.
Чем фиксируют резьбовые соединения
1 Гровер. Это пружинная разрезная шайба, используемая в качестве контрящего элемента. Гроверы нельзя применять на деформируемых материалах вроде алюминия и его сплавов, а также на меди или бронзе.
2 Полимерная вставка. В специальную канавку вставлена втулка, деформируемая при навертывании гайки на резьбу. После затягивания полимерная вставка увеличивает трение, препятствуя возможному ослаблению соединения от тряски. Недостатком подобного крепежа является ограниченное количество операций сборки/разборки.
3 Отгибная шайба. Подобные шайбы обычно изготавливают из мягкой стали и снабжают лапками. Одну из лапок отгибают на грань гайки, которую необходимо зафиксировать от отвертывания, а другую фиксируют по возможности на стягиваемой детали. Понятно, что такие детали относятся к одноразовым.
4 Клей или косметический лак. Из подручных средств для стопорения резьбы часто применяют лак для ногтей или клей. Основное достоинство таких приемов - простота и уверенность в том, что хуже не будет. Но указанные препараты работают не по прямому назначению, поэтому не стоит ждать от них серьезной защиты.
5 Шплинт. Металлический стерженек вставляют в сквозное отверстие и загибают его концы. Пока шплинт на месте, гайка не открутится. Понятно, что применять шплинты можно только со специальными гайками и болтами, имеющими отверстие. Кроме того, они не помогут зафиксировать болт или шпильку в теле детали.
Гайка с контровочным буртиком. Те, кто имел дело с передними ступицами Жигулей, наверняка помнят крупную гайку, у которой тонкий буртик следовало в двух местах загнуть в пазы цапфы. Недостаток такого решения - потребность в специальной детали типа болт и довольно редкой гайке.
Контрогайка. Самое примитивное решение в борьбе с самооткручиванием - контргайки. Дополнительная гайка прижимается к основной и стопорит ее. Такое решение не везде можно использовать - требуется достаточное место на резьбовой части шпильки или болта.