Термостат - снятие и установка
Примечание:
См. также Снятие корпуса термостата
Ссылки на каталожные номера деталей в зависимости от модификации:
Термостат K7M
Термостат K4M
Термостат ВАЗ-11189, 21129
Когда менять термостат?
Определить, что стоящий в вашем двигателе термостат вышел из строя, можно по двум противоположным признакам. Мотор либо перегревается, либо никак не достигает расчетной температуры. В первом случае клапан термостата остается в закрытом состоянии, несмотря на превышение температуры. Жидкость не охлаждается в радиаторе и возникает перегрев. Во втором случае клапан зависает в открытом состоянии, и избыточное количество антифриза проходит через радиатор, не позволяя двигателю прогреться.
1 – термостат;
2 – уплотнительное кольцо
Для двигателя K4M
Слейте охлаждающую жидкость (см. тут).
Снять глушитель шума впуска (см. тут).
Выверните три болта крепления крышки
И не снимая шлангов отведите крышку от корпуса термостата
Извлеките термостат из корпуса (либо из крышки)
Снимите резиновое прокладочное кольцо.
При необходимости замените уплотнение новым.
Для двигателя K7M
Слейте охлаждающую жидкость (см. тут).
Ключом "на 10" отверните три болта крепления крышки термостата
Не отсоединяя шлангов, снимите патрубок с корпуса термостата и извлеките термостат
Снимите прокладку
Если прокладка сильно обжата, или имеет трещины - замените новой.
Проверка работы термостата
Для проверки термостата подогрейте воду, погрузив в сосуд термостат и термометр. Акуратно перемешивайте воду для равномерного прогревания. Следите за температурой. Шток клапана должен начать выдвигаться при температуре 89 °С (температура начала срабатывания указывается на термостате). При температуре 95±2 °C клапан должен полностью открыться – ход штока не менее 8 мм. Неисправный, или неправильно работающий термостат заменяется.
Установка
Установите уплотнительное кольцо и термостат в обратном порядке.
Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы воздух. (см. тут)
ДОПОЛНЕНИЕ
Результаты испытаний термостатов для двигателей Renault, проведённые журналом За Рулём в 2022 году, №8. Данные термостаты устанавливаются на автомобили Largus, Logan, Almera и пр.
5 из 15 оказались забракованы (результаты справедливы только для конкретной вборки изделий).
Производитель | Температура начала открытия, °C | Высота подъема клапана при 101 °C, мм | Время хода клапана до 8 мм при погружении в жидкость 100 °C | Перепуск основного клапана в закрытом положении при давлении 1 атм, л/мин |
ASAM | 91,4 | 9.8 | 6 мин 14 сек | 3.25 |
Calorstat Vernet | 88,6 | 8,9 | 7 мин 56 сек | 6.5 (клапан обрезинен) |
Dauphinoise (Renault group) | 90,4 | 11,3 | 5 мин 26 сек | 3,25 (клапан обрезинен) |
Dayco | 89,7 | 9,3 | 5 мин 20 сек | 3,9 |
Febi | 89,5 | 9.6 | 4 мин 54 сек | 5,57 |
Fenox | 90,1 | 10,7 | 5 мин 04 сек | 3.55 |
Free-z | 93,6 | 4,4 | -* | 3,55 (клапан обрезинен) |
Ganz | 90,6 | 9.7 | 5 мин 22 сек | 3,9 |
Kortex | 89,5 | 9,7 | 6 мин 00 сек | 3,9 |
LUZAR | 88,1 | 10,6 | 5 мин 44 сек | 3,25 |
Magneti Marelli | 90,5 | 9,2 | 5 мин 20 сек | 3,25 |
Mahle Behr | 89,1 | 11.7 | 5 мин 47 сек | 0 (клапан обрезинен) |
Pekar | 95,9 | 4,0 | -* | 4.88 (клапан обрезинен) |
Pilenga | 91,0 | 6.7 | -* | 3,25 |
Zommer | 91,0 | 7,0 | -* | 2,8 |
*Клапан термостата не поднимается на 8 мм.
КАКУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ВЫБРАТЬ?
Для двигателя К4М в продаже есть термостаты с температурой начала открытия 83 и 89 °C. На редакционном Ларгусе еще до его попадания к нам в руки был установлен термостат на 83 °C. Результат можно оценить по итогу нескольких лет эксплуатации с прибором, показывающим. какую температуру двигателя видит ЭБУ.
Оказалось, что зимой температура не превышает 81 °C, поэтому в машине холодно. Летом температура всё время плавает от 81 до 99 °C. Там ее уже сбрасывает электровентилятор, работающий на большой скорости. Постоянные скачки температуры на 20 °C пользы не приносят, и расход топлива растет. Планируем установить термостат с температурой 89 °C, как и было предусмотрено в заводской комплектации.