Водяной насос (помпа) - снятие и установка
Регламента, предписывающего периодическую замену водяного насоса (помпы) нет. Однако рекомендуется его осмотр при каждой замене ремня ГРМ. У вала помпы появляется дополнительный люфт, который становится очевидно заметен после снятия ремня ГРМ со шкива помпы. Шкив должен вращаться легко, без шума, не заедая. Кроме того, о выходе помпы из строя может говорить течь охлаждающей жидкости, а также звук подшипника в виде скрипа, или свиста, частота которого пропорциональна частоте оборотов двигателя.
См. также Дефекты водяного насоса (помпы)
Насос охлаждающей жидкости: 1 – корпус; 2 – крыльчатка
Помпа двигателя K4M
Помпа двигателя K7M
Помпа двигателей ВАЗ (21129): 1 - корпус; 2 - крыльчатка; 3 - прокладка; 4 - зубчатый шкив
Каталожные номера заменяемых деталей см. здесь и здесь (помпы двигателей разных модификаций невзаимозаменяемы)
На двигателе K4M помпа уплотняется прокладкой, а на двигателе K7M роль прокладки выполняет специальный клей-герметик. На двигателях ВАЗ водяной насос также уплотняется прокладкой.
При удалении остатков старой прокладки, или гереметика не прилагайте чрезмерных услилий при скоблении привалочных поверхностей. Глубокие царапины могут в дальнейшем привести к течи охладающей жидкости.
Для двигателей K4M и K7M
Снятие
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода "массы" от аккумуляторной батареи .
Снять защиту картера двигателя (см. тут)
Слить жидкость из системы охлаждения двигателя (см. выше).
Снять правое переднее колесо (см. тут).
Снять ремень привода вспомогательного оборудования (см. тут)
Снять ремень привода ГРМ (см. тут)
Снять натяжной ролик привода ГРМ . (см. там же)
Отвернуть болты 1, рисунки 13-9 и 13-10, крепления водяного насоса (головки сменные 8 и 10, удлинитель).
Рисунок 13-9 - Снятие водяного насоса на автомобиле с двигателем К4М:
1 - болт крепления;
2 - водяной насос
Рисунок 13-10 - Снятие водяного насоса на автомобиле с двигателем К7М:
1 - болт крепления;
2 - водяной насос
Поддев шлицевой отверткой выступ на корпусе насоса, отжимаем насос от блока цилиндров…
Снять водяной насос.
Для автомобилей с двигателем К7М
Снять прокладку водяного насоса. Прокладка водяного насоса подлежит замене.
Установка
Очистить привалочные поверхности водяного насоса и блока цилиндров от остатков прокладки и обезжирить.
Для автомобилей с двигателем К4М
Нанести клеевой состав (герметик) на водяной насос валиком шириной 0,6... 1 мм в соответствии с рисунком 13-11 (клеевой состав, номер для запчастей 7711427907).
Рисунок 13-11 - Нанесение герметика на водяной насос двигателя К4М:
1 - водяной насос;
2 - герметик
Нанести одну - две капли состава "Loctite Frenetanche" на болты 1 и 4, рисунок 13-12, крепления водяного насоса.
Рисунок 13-12 - Порядок затяжки болтов крепления водяного насоса двигателя К4М:
1...8 - болты крепления водяного насоса
Установить водяной насос.
Установить и затянуть требуемым моментом в установленном порядке в соответствии с рисунком 13-12 болты крепления водяного насоса:
- болт 1 (М8) крепления водяного насоса 27 Н.м (2,7 кгс.м);
- болты 2... 8 (М6) крепления водяного насоса 10 Н.м (1,0 кгс.м).
Для автомобилей с двигателем К7М
Установить новую прокладку и водяной насос.
Установить и затянуть требуемым моментом в установленном порядке в соответствии с рисунком 13-13 болты крепления водяного насоса:
Рисунок 13-13 - Порядок затяжки болтов крепления водяного насоса двигателя К7М:
1...8 - болты крепления водяного насоса
Моменты затяжки:
- болт 1 (М8) крепления водяного насоса 22 Н.м (2,2 кгс.м);
- болты 2...8 (М6) крепления водяного насоса 11 Н.м (1,1 кгс.м).
Операции для всех комплектаций автомобилей
Установить натяжной ролик привода ГРМ .
Установить ремень привода ГРМ .
Установить ремень привода вспомогательного оборудования .
Установить правое переднее колесо
Заполнить систему охлаждения двигателя.
Установить защиту картера двигателя
Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее .
Удалить воздух из системы охлаждения двигателя.
Для двигателей ВАЗ (21129)
1. Слейте охлаждающую жидкость (см. тут).
2. Снимите ремень ГРМ и его заднюю крышку (см. тут).
3. Шестигранным ключом "на 5" отверните три болта крепления помпы.
4. Подденьте отвёрткой и снимите помпу и прокладку с блока цилиндров.
Прокладка подлежит обязательной замене.
Установите все детали в обратном порядке.