Замена тормозной жидкости
Тормозная система и привод сцепления снабжаются рабочей жидкостью из одного бачка 1 (рис. 1).
Рис. 1. Бачок тормозной системы
Замену рабочей жидкости в гидроприводах тормозов и сцепления проводим в соответствии с регламентом технического обслуживания – каждые 90 тыс. км пробега или через три года (в зависимости от того, что наступит раньше).
Количество тормозной жидкости: 0,5 литра
Тип применяемой жидкости: DOT-4 (ELF 650)
Примечания:
• Внешний вид и расположение бачка тормозной жидкости может незначительно отличаться в зависимости от двигателя и года выпуска.
• Сигнализатор «Отказ тормоза» загорается при падении уровня рабочей жидкости в бачке ниже метки «MIN», что при новых или частично изношенных накладках колодок тормозных механизмов говорит об утечке рабочей жидкости вследствие разгерметизации системы.
• Запрещается эксплуатация автомобиля при постоянно горящем сигнализаторе.
Проверка уровня
Необходимо регулярно проверять уровень рабочей жидкости, особенно если Вы замечаете даже небольшое уменьшение эффективности работы тормозной системы.
Проверка уровня осуществляется при выключенном двигателе на остановленном на горизонтальной поверхности автомобиле.
Уровень рабочей жидкости в бачке проверяйте визуально по меткам, нанесенным на корпус бачка, выполненного из полупрозрачной пластмассы.
Уровень рабочей жидкости должен быть между отметками «MIN» и «МАХ».
При новых накладках тормозных колодок уровень тормозной жидкости должен быть на метке «МАХ».
В нормальных условиях уровень понижается по мере износа тормозных колодок, но он ни в коем случае не должен опускаться ниже нижней отметки «MIN» на бачке с рабочей жидкостью.
Замена
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
Отворачиваем и снимаем крышку с датчиком, не отсоединяя от датчика колодку проводов.
В этот момент можно проверить исправность датчика уровня жидкости. Для этого…
...располагаем датчик в вертикальном положении на бачке и включаем зажигание.
Если датчик исправен, то должен загореться сигнализатор включения стояночного тормоза и неисправности тормозной системы в комбинации приборов (рычаг стояночного тормоза при проверке должен быть полностью опущен).
Откачиваем старую жидкость из бачка резиновой грушей или обычным шприцем…
Замену производим методом доливки и прокачивания (см. ниже)
Прокачиваем тормозную систему (см. «Прокачка тормозной системы») и сцепления (см. «Прокачка сцепления») до тех пор, пока новая жидкость (более светлая, чем старая) не начнет выходить из штуцеров прокачки всех рабочих цилиндров.
После прокачки гидроприводов тормозов и сцепления доводим уровень жидкости в бачке до нормы.
Отметки Min и Max на бачке тормозной жидкости
Дополнение:
Всем известно, что тормозная жидкость гигроскопична и что ее положено время от времени менять. Под словом «менять» автопроизводители имеют в виду полную замену жидкости в системе, включая блоки ABS и ESP, если таковые присутствуют. Но на деле случается, особенно когда ремонтная зона недоступна для клиента, что замена тормозной жидкости происходит по крайне упрощенной схеме: мастер отсасывает старую - мутную и грязную тормозуху из бачка обыкновенной клизмой и заливает туда новую - прозрачную и чистую. Даже если клиент после замены полезет под капот, то никакого криминала он там не увидит - жидкость чистая, какие вопросы?
Понятно, что на клиента всем наплевать, кроме него самого, но ведь в тормозных контурах и электронных блоках осталась понахватавшаяся воды тормозуха, которая категорически не соответствует тому, что там должно быть на самом деле. Если даже вам повезет и после серии интенсивных торможений контуры после такой «замены» не закипят и педаль не встанет колом, то на электронных помощников можно не рассчитывать - блоки ABS и ESP очень чувствительны к содержанию влаги в гликоле - обычно достаточно 0,4% воды, чтобы электронный блок перестал адекватно работать. Кстати говоря, в зависимости от марки автомобиля системы ABS и ESP прокачиваются по-разному. Мастер, естественно, должен знать, как именно, иначе стоит поискать другое место для техобслуживания. Так что во время замены тормозной жидкости главным условием замены должен быть доступ в ремонтную зону - негоже рисковать своей безопасностью ради очередного халтурщика.
Муки выбора тормозной жидкости сегодня мы рассматривать не будем, , но стоит помнить, что следующий продукт, возможно, окажется лучше, главное - не перепутать полигликоль с силиконом. По счастью, на упаковках обычно есть соответствующие предупреждения. Зная о проблемах с добросовестностью у сервисменов и наплевательском отношении потребителей к техобслуживанию, фирма Bosch недавно выпустила жидкость под маркой ENV, которая служит до четырех лет вместо прежних двух, что отрадно. Возможно, конечно, Bosch больше заботился о работоспособности своих ESP нового поколения, с порядковым номером 9.3, и своей репутации, но и о безопасности тоже не забыл.