LADA Largus
полезная информация
Двигатель автомобиля
Посторонние шумы в двигателе
Замена масла двигателя
Снятие и установка двигателя
Проверка компрессии
Замена приводного ремня
Снятие шкива коленвала, установка ВМТ
Замена ремня ГРМ (K7M и K4M)
Замена ремня ГРМ (21129 и 11189)
Дефекты ремня ГРМ
Дефекты роликов ГРМ
Сальник передний коленчатого вала
Сальник задний коленчатого вала
Маховик двигателя
Прокладка (уплотнение) крышки ГБЦ
Регулировка зазоров клапанов (К7М)
Замена маслосъёмных колпачков
Замена прокладки ГБЦ
Маслянный поддон, замена прокладки
Масляный насос
Система смазки, давление
Система питания
Снятие глушителя шума впуска
Замена воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Впускной коллектор (ресивер)
Снятие топливной рампы и форсунок
ЭСУД
Неисправности ЭСУД и их коды
Замена ЭБУ
Катушки (модули) зажигания K4M
Катушка (модуль) зажигания K7M
Управляющий датчик кислорода
Диагностический датчик кислорода
Датчик положения коленвала
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик детонации
Датчик абсолютного давления
Датчик температуры впускного воздуха
Датчик распредвала (датчик фаз)
Датчик скорости
Адсорбер
Сброс давления в топливной системе
Снятие модуля бензонасоса
Замена топливного насоса, топливного фильтра, датчика уровня топлива
Топливный бак
Замена топливных трубок
Выхлопная система (устройство, снятие)
Снятие выпускного коллектора
Каталитический нейтрализатор (описание)
Снятие каталитического нейтрализатора
Система рециркуляции ОГ
Снятие дополнительного глушителя
Снятие основного глушителя
Снятие термоэкранов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена расширительного бачка
Замена радиатора
Замена водяного насоса
Дефекты водяного насоса
Замена термостата
Снятие корпуса термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена левой опоры двигателя
Замена правой опоры двигателя
Замена задней опоры двигателя
Как помыть двигатель
Меры безопасности при работе с ГБО
Проверка герметичности газовой системы
Замена газовой рампы
Замена редуктора высокого давления
Снятие газового баллона и его кронштейна
Замена фильтра низкого давления
Замена клапана заправки газа
Замена газовой магистрали
Замена трубки заправки газа
Снятие переключателя вида топлива
Замена контроллера газовой системы
Самостоятельная установка ГБО
Замена мембраны редуктора BRC

Силовой агрегат (двигатель) в сборе - снятие / установка


Снятие

Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание.

Для автомобилей с системой кондиционирования воздуха

Произвести полную откачку хладагента из системы кондиционирования воздуха

Для всех комплектаций

Сбросить давление в топливной системе. (см. тут)

Снять патрубок 1, рисунок 2-2, забора воздуха.

Для автомобилей с двигателем К7М:

- снять корпус 3 воздушного фильтра .

снятие воздушного фильтра
Рисунок 2-2 - Снятие корпуса воздушного фильтра и аккумуляторной батареи на автомобиле с двигателем К7М:
- патрубок забора воздуха;
- аккумуляторная батарея;
- корпус воздушного фильтра

Для автомобилей с двигателем К4М:

- снять глушитель 1, рисунок 2-3, шума впуска ;

- снять защиту 2 топливной рампы ;

- снять блок 3 дроссельной заслонки .

снятие выхлопной системы
Рисунок 2-3 - Снятие элементов системы впуска автомобиля с двигателем К4М:

- глушитель шума впуска;
- защита топливной рампы;
- блок дроссельной заслонки

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Снять аккумуляторную батарею. Снять поддон аккумуляторной батареи.

Снять контроллер 1, рисунок 2-4, ЭСУД .

Извлечь предохранители и реле жгута проводов двигателя из держателей в монтажном блоке 2.

снятие ЭСУД
Рисунок 2-4 - Снятие контроллера ЭСУД и отсоединение жгута проводов двигателя:

- контроллер ЭСУД;
- монтажный блок;
- жгут проводов двигателя

Извлечь жгут 3 проводов двигателя из крепления на полке под аккумуляторную батарею.

Уложить жгут проводов с предохранителями и реле на двигатель.

Снять передние колеса.

Отвернуть гайки ступиц с помощью приспособления (приспособление Rou. 604-01, головка 32).

Снять защиту картера двигателя

Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:

- снять передний бампер

- отсоединить шланг системы улавливания паров бензина.

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Снять внутренние накладки и боковые грязезащитные щитки.

Отвернуть пробку 1, рисунок 2-5, сливного отверстия в картере коробки передач 2 и слить масло (ключ под внутренний квадрат 8 мм, ёмкость технологическая).

Слить охлаждающую жидкость .

слив масла из КП
Рисунок 2-5 - Слив масла из коробки передач и отсоединение жгута проводов от электровентилятора:

- пробка сливного отверстия коробки передач;
- коробка передач;
- жгут проводов к электровентилятору системы охлаждения двигателя;
- электровентилятор системы охлаждения двигателя

Отсоединить колодку (две колодки - для автомобилей с системой кондиционирования воздуха) жгута 3 проводов от электровентилятора 4 системы охлаждения двигателя.

Отсоединить жгут проводов от электровентилятора системы охлаждения двигателя.

Для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления дополнительно:

Отсоединить колодку 1, рисунок 2-6, жгута проводов от датчика 2 давления в системе гидроусилителя рулевого управления.

отсоединение проводов от двигателя
Рисунок 2-6 - Отсоединение колодки жгута проводов от датчика давления системы гидроусилителя рулевого управления:

- колодка жгута проводов к датчику давления;
- датчик давления;
- насос гидроусилителя рулевого управления

Отвернуть болты и гайки крепления трубопроводов гидроусилителя рулевого управле-

- на верхней части подрамника 2, рисунок 2-7, передней подвески (головка "на 10");

- на кронштейне 3, рисунок 2-8, крепления навесных агрегатов (для автомобиля с двигателем К7М) (головка "на 10");

- на блоке цилиндров 3, рисунок 2-9 (головка "на 13").

отсоединение гидроусилителя
Рисунок 2-7 - Отсоединение трубопровода гидроусилителя рулевого управлении от подрамника передней подвески:

- трубопровод гидроусилителя рулевого управления;
- подрамник передней подвески;
- болт крепления трубопровода гидроусилителя рулевого управления

Рисунок 2-8 - Отсоединение трубопровода гидроусилителя рулевого управлении от кронштейна крепления навесных агрегатов (для автомобиля с двигателем К7М) \

- болт крепления трубопровода гидроусилителя рулевого управления;
- трубопровод гидроусилителя рулевого управления;
- кронштейн крепления навесных агрегатов;
- подрамник передней подвески

Рисунок 2-9 - Отсоединение трубопровода гидроусилителя рулевого управлении от блока цилиндров:

- гайка крепления трубопровода гидроусилителя рулевого управления;
- трубопровод гидроусилителя рулевого управления;
- блок цилиндров

Отвернуть пробку бачка 1, рисунок 2-10, насоса гидроусилителя рулевого управления и откачать рабочую жидкость из системы (насос кистевой, ёмкость технологическая).

Разжать хомут 6, отсоединить шланг 4 от насоса 5 гидроусилителя рулевого управления и установить заглушки в отверстия трубопровода и насоса (клещи для упругих хомутов Mot. 1202-02, заглушки технологические).

устройство моторного отсека
Рисунок 2-10 - Отсоединение трубопровода от насоса гидроусилителя рулевого управлениия:

- бачок гидроусилителя рулевого управления;
- хомут;
- шланг;
- шланг;
- насоса гидроусилителя рулевого управления;
- хомут

Разжать хомут 2, отсоединить шланг 2 от бачка насоса гидроусилителя рулевого управления и установить заглушки в отверстия шланга и бачка (клещи для упругих хомутов Mot. 1202-02, заглушки технологические).

Снять бачок насоса гидроусилителя рулевого управления со шлангом 4 в сборе.

Извлечь шланг 3 из держателя на корпусе электовентилятора системы охлаждения двигателя.

Отвернуть болт 1, рисунок 2-11, крепления кронштейна 2, отвернуть гайку 3 штуцера, отсоединить трубопровод 4 высокого давления от насоса 5 гидроусилителя рулевого управления и установить заглушки в отверстия трубопровода и насоса гидроусилителя рулевого управления (для автомобиля с двигателем К7М) (ключи гаечные 10, 17).

насос гидроусилителя
Рисунок 2-11 - Отсоединение трубопровода высокого давления от насоса гидроусилителя рулевого управления

для автомобиля с двигателем К7М

- болт;
- кронштейн крепления;
- гайка штуцера;
- трубопровод высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
- насос гидроусилителя рулевого управления

Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:

- отвернуть болты крепления трубопровода высокого давления на коробке передач и опоре коробки передач (головка "на 13").

Для автомобилей с системой кондиционирования воздуха дополнительно: - отсоединить колодку 1, рисунок 2-12, жгута проводов от датчика 2 давления хладагента;

Рисунок 2-12 - Отсоединение колодки жгута от датчика давления хладагента:

- колодка жгута проводов датчика давления хладагента;
- датчик давления хладагента;
- трубопровод системы кондиционирования воздуха

- отвернуть болт крепления трубопровода к компрессору кондиционера, отсоединить трубопровод от компрессора и установить заглушки в отверстия трубопровода и компрессора (ключ "на 10", заглушки технологические).

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Отсоединить шаровой наконечник 1, рисунок 2-13, троса привода акселератора от дроссельного патрубка.

Нажать на фиксатор 2 и извлечь трос 4 привода акселератора из кронштейна 3. Отсоединить:

- колодку жгута проводов от электромагнитного клапана продувки адсорбера;

отсоединения датчиков
Рисунок 2-13 - Отсоединение троса привода акселератора:

- шаровой наконечник троса привода акселератора;
- фиксатор;
- кронштейн;
- трос привода акселератора

- вакуумный шланг усилителя тормозов от впускного коллектора;

- шланг вентиляции картера от впускного коллектора;

- топливную трубку 1, рисунок 2-14, от топливной рампы 2.

Рисунок 2-14 - Отсоединение топливной трубки от топливной рампы:

- топливная трубка;
- топливная рампа

Внимание. Если ранее давление не сбрасывалось предварительно накрыть ветошью место соединителя топливного трубки с топливного рампой и предотвратить выброс топлива при отсоединении топливопровода, так как давление в топливного магистрали сохраняется.

Разжать хомуты 1, рисунок 2-15, и отсоединить шланги 2 системы охлаждения от двигателя (клещи для упругих хомутов Mot. 1202-02).

шланги двигателя
Рисунок 2-15 - Отсоединение шлангов системы охлаждения:

- хомут;
- шланг системы охлаждения;
- термостат

Извлечь шланги 1, рисунок 2-16, системы охлаждения из держателей 2.

Рисунок 2-16 - Отсоединение шлангов системы охлаждения:

- шланг системы охлаждения;
- держатель

Отвернуть болты 1, рисунок 2-17, крепления и отсоединить провода 2 "массы" от коробки передач 3 (головка "на 13", удлинитель).

провода двигателя
Рисунок 2-17 - Отсоединение проводов "массы" от коробки передач:

- болт крепления;
- провод "массы";
- коробка передач

Снять передние тормоза 1, рисунок 2-18.

отсоединение передней подвески от двигателя
Рисунок 2-18 - Отсоединение элементов передней подвески:

- тормоз передний;
- гайка крепления пальца шаровой опоры;
- наконечник рулевой тяги наружный;
- гайка болта крепления амортизаторной стойки;
- амортизаторная стойка;
- поворотный кулак;
- болт крепления амортизаторной стойки

Отвернуть гайки 2 крепления пальцев шаровых шарниров наружных наконечников 3 рулевых тяг и выпрессовать пальцы из рычагов поворотных кулаков 6 (головка " на 16", вороток, приспособление Tav. 476).

Отвернуть гайки 4 болтов крепления амортизаторных стоек 5 к поворотным кулакам, снять болты 7 и отсоединить амортизаторные стойки от поворотных кулаков (ключ "на 18", головка "на 18").

Снять приводы передних колёс

Отвернуть и извлечь болты 1, рисунок 2-19, верхнего крепления растяжек 2 подрамника передней подвески к кузову (головка "на 13").

Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:

- отвернуть болты крепления теплового экрана рулевого механизма и снять тепловой экран (головка "на 13").

снятие двигателя
Рисунок 2-19 - Отсоединение элементов передней подвески:

- болт верхнего крепления растяжки подрамника передней подвески;
- растяжка подрамника передней подвески;
- подрамник передней подвески

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Отвернуть два болта крепления рулевого механизма к подрамнику передней подвески (головка "на 18", вороток трещоточный).

Закрепить рулевой механизм на кузове (крючки технологические).

Для автомобилей с коробкой передач JH3

Отсоединить:

- трос 1, рисунок 2-20, привода сцепления от вилки 2 выключения сцепления;

- трос привода сцепления от стопора оболочки троса привода сцепления.

Снять защитный чехол 1, рисунок 2-21, рычага переключения передач на коробке передач.

Отвернуть болт 2 крепления тяги привода управления коробкой передач (головка "на 10").

отсоединение троса сцепления от КП
Рисунок 2-20 - Отсоединение троса привода сцепления от коробки передач:

- трос привода сцепления;
- вилка выключения сцепления;
- стопор оболочки троса привода сцепления

тяги КП
Рисунок 2-21 - Отсоединение тяги привода управления коробкой передач:

- чехол защитный рычага переключения передач;
- болт крепления тяги привода управления коробкой передач;
- тяга привода управления коробкой передач

Закрепить тягу 3 привода управления коробкой передач на кузове (крючок технологический).

Для автомобилей с коробкой передач JR5

Отсоединить шарниры 1, рисунок 2-22, тросов выбора и переключения передач от рычагов 2 коробки передач (отвертка плоская);

тросы коробки передач
Рисунок 2-22 - Отсоединение тросов выбора и переключения передач от коробки передач:

- шарнир троса;
- рычаг коробки передач;
- стопор оболочки троса

гидропривод сцепления
Рисунок 2-23 - Отсоединение трубопровода гидропривода сцепления от рабочего цилиндра:

- трубопровод гидропривода сцепления;
- рабочий цилиндр гидропривода сцепления;
- коробка передач;
- фиксатор

Отсоединить стопоры 3 оболочек тросов выбора и переключения передач от кронштейна на коробке передач, нажав с двух сторон на фиксаторы.

Отсоединить трубопровод 1, рисунок 2-23, гидропривода сцепления от рабочего цилиндра 2, нажав на фиксатор 4.

Внимание. Не тянуть за фиксатор. При любом ошибочном действии необходимо заменить трубопровод.

Слить тормозную жидкость из трубопровода и заглушить отверстия трубопровода и рабочего цилиндра гидропривода сцепления (ёмкость технологическая, заглушки технологические).

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Снять заднюю опору подвески двигателя .

Отсоединить систему выпуска газов .

Сдвинуть выпускной трубопровод в сторону задней части автомобиля и подвесить к кузову (крючки технологические).

Снять подрамник передней подвески.

Установить на водосточные желобки моторного отсека траверсу и зацепить ее двумя крюками за подъемные проушины на двигателе со стороны ГРМ и со стороны маховика (траверса для вывешивания двигателя типа RST-500 ES ф. "RANGER").

Снять правую опору подвески двигателя .

Отвернуть гайку 1, рисунок 2-24, шпильки крепления коробки передач к подушке 2 левой опоры подвески двигателя (головка " на 16", удлинитель).

Опустить двигатель в сборе с коробкой передач для отделения от левой опоры подвески двигателя.

крепление коробки к левой опоре
Рисунок 2-24 - Отсоединение коробки передач от левой опоры подвески двигателя:

- гайка шпильки крепления коробки передач;
- подушка левой опоры подвески двигателя;
- коробка передач;
- гайка крепления левой опоры подвески двигателя;
- шпилька крепления коробки передач

Бронзовой выколоткой выбить шпильку 5 крепления коробки передач из подушки левой опоры подвески и отделить двигатель с коробкой передач в сборе от подушки опоры (выколотка бронзовая технологическая, молоток).

Отвернуть две гайки 4 и снять подушку левой опоры подвески двигателя (головка "на 18", вороток, удлинитель).

Установить тележку транспортировочную под двигатель с коробкой передач в сборе (тележка для установки и транспортировки двигателя - самоизготовление).

Опустить автомобиль до уровня транспортировочной тележки, установить амортизирующие прокладки и опустить двигатель с коробкой передач в сборе на тележку, исключив при этом повреждение навесных агрегатов (прокладки технологические).

Отсоединить крюки траверсы от подъемных проушин.

Поднять автомобиль и вывести двигатель в сборе с коробкой передач из подкапотного пространства.

Установка

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Установить тележку транспортировочную с двигателем и коробкой передач в сборе под автомобиль.

Опустить автомобиль до уровня транспортировочной тележки и установить опоры подвески двигателя.

Установить по меткам на кузове, нанесенными при снятии:

- правую опору подвески двигателя ;

- левую опору подвески двигателя .

Установить:

- подрамник передней подвески

- два болта крепления рулевого механизма к подрамнику передней подвески);

- тепловой экран рулевого механизма (для автомобилей с двигателем К4М);

- болты 1, рисунок 2-19, верхнего крепления растяжек подрамника передней подвески;

- приводы передних колёс

- болты 7, рисунок 2-18, крепления амортизаторных стоек 5 к поворотным кулакам 6 );

- шаровые шарниры наружных наконечников 3 рулевых тяг;

- передние тормоза 1.

Моменты затяжки (ключ моментный):

- болты крепления рулевого механизма к подрамнику передней подвески 105 Н.м (10,5 кгс.м);

- болты верхние крепления растяжек подрамника передней подвески 21 Н.м (2,1 кгс.м);

- болты крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку 105 Н.м (10,5 кгс.м);

- гайки крепления пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг 37 Н.м (3,7 кгс.м);

- болты крепления переднего тормоза 105 Н.м (10,5 кгс.м).

Установить провода "массы" на коробке передач .

Момент затяжки болтов 1, рисунок 2-17, крепления проводов 2 "массы" на коробке передач 21 Н.м (2,1 кгс.м).

Установить систему выпуска газов .

Установить заднюю опору подвески двигателя .

Для автомобилей с коробкой передач JH3

Нанести смазку MOLYKOTE 33 на болт 2, рисунок 2-21, крепления тяги привода управления коробкой передач.

Присоединить тягу 3 привода управления коробкой передач к коробке передач.

Момент затяжки болта крепления тяги привода управления коробкой передач к коробке передач 27,5 Н.м (2,75 кгс.м).

Установить защитный чехол 1 на рычаг привода переключения передач.

Установить трос привода сцепления .

Для автомобилей с коробкой передач JR5

Установить стопоры 3, рисунок 2-22, оболочек тросов выбора и переключения передач на кронштейн коробки передач.

Присоединить шарниры 1 тросов выбора и переключения передач к рычагам на коробке передач.

Извлечь заглушки из отверстий трубопровода и рабочего цилиндра гидропривода сцепления.

Присоединить трубопровод 1, рисунок 2-23, гидропривода сцепления к рабочему цилиндру 2, нажав на фиксатор 4.

Удалить воздух из контура гидропривода сцепления

Для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления дополнительно

Установить бачок гидроусилителя рулевого управления в кронштейн кузова.

Установить и подсоединить трубопроводы высокого и низкого давления гидроусилителя рулевого управления

Присоединить колодку 2, рисунок 2-6, жгута проводов к датчику давления в системе гидроусилителя рулевого управления.

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Установить шланги системы охлаждения в держатель.

Подсоединить шланги 2, рисунок 2-15, системы охлаждения двигателя с новыми хомутами:

- к корпусу термостата 3;

- к патрубку подвода охлаждающей жидкости;

- к радиатору системы охлаждения двигателя.

Присоединить:

- вакуумный шланг усилителя тормозов к впускному коллектору;

- шланг вентиляции картера к впускному коллектору;

- подводящий топливопровод 1, рисунок 2-14, к топливной рампе 2;

- колодку жгута проводов к электромагнитному клапану продувки адсорбера;

- фиксатор 2, рисунок 2-13, оболочки троса привода дроссельной заслонки;

- шаровой наконечник 1 троса привода к блоку дроссельной заслонки;

- колодки жгута проводов 3, рисунок 2-5, к электровентилятору 4 системы охлаждения двигателя;

- жгут проводов к вентилятору системы охлаждения.

Заменить уплотнительную прокладку пробки 1 сливного отверстия и установить пробку с новой прокладкой.

  Момент затяжки пробки сливного отверстия 22 Н.м (2,2 кгс.м).

Отвернуть пробку заливного отверстия.

Залить масло в коробку передач. Уровень масла должен доходить до нижней кромки заливного отверстия (норма заливки: для JH3 - 2,8 л; для JR5 - 2,5 л).

Установить пробку заливного отверстия.

Залить жидкость в систему охлаждения.

Для автомобилей с системой кондиционирования воздуха дополнительно

Снять технологические заглушки и присоединить трубопровод к компрессору кондиционера

Присоединить колодку 1, рисунок 2-12, жгута проводов к датчику 2 давления хладагента.

Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:

- присоединить шланг системы улавливания паров топлива;

- установить передний бампер

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Установить гайки крепления ступиц с помощью приспособления.

  Момент затяжки гайки крепления ступицы 280 Н.м (28,0 кгс.м).

Установить:

- боковые грязезащитные щитки и накладки

- защиту картера двигателя

- передние колеса

- ЭБУ системы впрыска

Установить:

- держатели предохранителей и колодки реле в блоке 1, рисунок 2-4, реле и предохранителей;

- крышку блока предохранителей и реле.

Установить жгут 3 проводов двигателя в крепление на полке под аккумуляторную батарею.

Для автомобилей с двигателем К4М

Установить блок 3, рисунок 2-3, дроссельной заслонки .

Установить защиту 2 топливной рампы .

Установить глушитель 1 шума впуска .

Для автомобилей с двигателем К7М

Установить корпус 3, рисунок 2-2, воздушного фильтра .

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Установить патрубок 1 забора воздуха.

Установить поддон аккумуляторной батареи.

Установить аккумуляторную батарею 2

Для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления дополнительно

Заправить рабочей жидкостью систему гидроусилителя рулевого управления (масло для усилителя рулевого управления Mobil ATF 52475).

Удалить воздух из системы гидроусилителя рулевого управления, поворачивая рулевое колесо из левого крайнего положения в крайнее правое.

Запустить двигатель и удалить воздух из системы гидроусилителя рулевого управления, поворачивая рулевое колесо из левого крайнего положения в крайнее правое. (подробно прокачка ГУР описана тут)

Довести до нормы уровень рабочей жидкости в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.

Убедиться в отсутствии подтекания рабочей жидкости.

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Удалить воздух из системы охлаждения двигателя .

Для автомобилей с системой кондиционирования воздуха дополнительно

Заправить хладагент в контур системы кондиционирования

Видео