Шлифование седла клапана
Ил. 22.1. Для шлифования седел клапанов в головке блока цилиндров необходимы соответствующее оборудование и шлифовальные камни. Слева на снимке — шлифовальный камень с 45-градусной рабочей поверхностью, предназначенный для шлифования посадочной фаски седла. В центре — 60-градусный камень для подъема нижнего края и сужения седла. Справа — 30-градусный камень, предназначенный для сужения и опускания, при необходимости, верхнего края седла клапана
Ил. 22.2. Перед тем как приступать к шлифованию седел, необходимо выполнить "правку" или очистку шлифовальных камней с помощью алмазного карандаша. Шлифовальный камень закрепляется на оправке, которая вращается с помощью пневматического привода. На снимке автомеханик правит рабочую поверхность шлифовального камня под углом 45° с помощью алмазного карандаша
Ил. 22.3. Направляющий стержень (пилот) подобранного диаметра вставляется в направляющую втулку. Он будет удерживать шлифовальный камень в центре шлифуемого гнезда, обеспечивая соосность обработанного седла
Ил. 22.4. Шлифовальный камень приводится во вращение высокоскоростным пневмоприводом. Шлифование выполняют короткими циклами, без надавливания на седло
Ил. 22.5. Этот автомеханик использует для точного определения зоны контакта клапана с седлом специальную разметочную краску.
Для этих целей также широко используется берлинская лазурь
Ил. 22.6. Слой краски наносится на рабочую фаску клапана с помощью маленького фетрового шарика
Ил. 22.7. Некоторые автомеханики для определения зоны контакта клапана с седлом вместо маркировочной краски пользуются фломастерным маркером
Ил. 22.8. После нанесения на рабочую фаску равномерного слоя краски клапан вставляют в направляющую втулку клапана и поворачивают вручную в седле. Затем клапан вынимают из седла и осматривают. Как видно на фотографии, в данном случае зона контакта седла с клапаном проходит приблизительно по центру рабочей фаски
Ил. 22.9. После проверки клапан и седло необходимо тщательно очистить от остатков маркировочной краски
Ил. 22.10. Некоторые автомеханики предпочитают также притирать поверхности клапана и седла для обеспечения более плотного контакта, используя для этого притирочную пасту. На рабочую фаску наносится тонкий слой притирочной пасты
Ил. 22.11. Клапан вставляют в направляющую втулку клапана и с помощью рукоятки с присоской проворачивают в седле. Притирочный компаунд между рабочей фаской и седлом помогает притереть их друг к другу
Ил. 22.12. После притирки клапан и седло тщательно очищают от притирочной пасты. Это очень ответственная операция, потому что оставшиеся после притирки следы пасты, если их не удалить, могут привести к ускоренному износу других деталей двигателя