Шаровая опора рычага передней подвески - снятие и установка (перепрессовка)
Внимание. Шаровую опору рычага передней подвески допускается заменять только один раз. Для этого шаровые опоры из запчастей маркируются буквой "R" и снабжены стопорной пружиной 4, рисунок 6-1. Шаровая опора, не отмеченная буквой "R" и без стопорной пружины, является стандартной деталью и может быть заменена.
Примечание: На Lada Largus могут устанавливаться два вида шаровых опор: с круговой проточкой пальца или с боковой.
Узнать какая шаровая опора установлена на вашем автомобиле можно не снимая опору, по её крепящему болту:
на головке болта опоры с боковой проточкой имеется отверстие под ключ Torx, а диаметр болта 10 мм. На болтах опор с круговой проточкой такого отверстия нет, а диаметр болта 8 мм.
Каталожные номера деталей: Запасная шаровая опора (R), Рычаг в сборе с шаровой
Примечание: результаты испытаний шаровых опор разных производителей смотрите в конце статьи.
Шаровая опора, отмеченная буквой "R" и со стопорной пружиной, является замененной деталью и не подлежит замене. Кроме того, следует иметь ввиду, что к моменту износа второго комплекта шаровых опор (R), сайлент-блоки рычага будут уже изношены. При необходимости повторной замены шаровой опоры заменить рычаг передней подвески в сборе.
Рисунок 6-1 - Отличительные особенности шаровой опоры поставляемой в запасные части: 1 - маркировка шаровой опоры поставляемой в запасные части "R"; 2 - шаровая опора; 3 - рычаг передней подвески; 4 - стопорная пружина |
Снятие
Поддомкратить, или установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание.
Снять переднее колесо
Снять рычаг передней подвески. (см. тут)
Очистить рычаг передней подвески от загрязнений (щётка металлическая).
Если спецоборудования для выпрессовки не имеется
Равномерно (с разных сторон) поддеваем мощной шлицевой отверткой корпус опоры под буртик и, опираясь на ребро рычага...
...выпрессовываем шаровую опору из отверстия рычага.
Осматриваем проушину рычага - вокруг отверстия не должно быть трещин, разрывов.
Перед запрессовкой новой шаровой опоры тщательно очищаем посадочную поверхность отверстия рычага от грязи и коррозии.
Подложив под рычаг инструментальную головку или отрезок трубы подходящего диаметра, вставляем в отверстие новую шаровую опору. Нанося удары молотком по оправке (можно использовать инструментальную головку), опирающейся на буртик корпуса опоры, запрессовываем опору в отверстие рычага до упора.
Внимание. Шаровая опора рычага нижней подвески поставляется в защитном чехле. Чехол снять только после запрессовки шаровой опоры в рычаг передней подвески и установки стопорной пружины 4, рисунок 6-1.
Если имеется спецоборудование
Снять хомуты чехла шаровой опоры и чехол (отвертка плоская).
Установить на стол пресса упор с маркировкой "D1", установить на упор рычаг передней подвески, установить на корпус шаровой опоры оправку с маркировкой "D2" для выпрессовки и выпрессовать шаровую опору из рычага передней подвески (пресс, упор с маркировкой "D1" и оправка с маркировкой "D2" для выпрессовки из набора Tav. 1929).
Установка
Установить на стол пресса упор с маркировкой "R1", установить на упор рычаг передней подвески, установить в отверстие рычага новую шаровую опору, установить на корпус шаровой опоры оправку с маркировкой "R2" для запрессовки и запрессовать шаровую опору в рычаг передней подвески (пресс, упор с маркировкой "R1" и оправка с маркировкой "R2" для выпрессовки из набора Tav. 1929).
Остальные операции
Установить стопорную пружину в паз шаровой опоры, используя в качестве направляющей защитный чехол.
Снять с шаровой опоры транспортный чехол.
Установить рычаг передней подвески.
Установить переднее колесо
Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колёс
ДОПОЛНЕНИЕ
Результаты сравнительных испытаний прочности шаровых опор различных производителей
Испытания произведены журналом За Рулём в 2020 году. Участвовали шаровые опоры подходящие для автомобилей Lada Largus, Renault Sandero и Logan.
В норматив уложились все изделия, однако разница в результатах двойная.
Результаты спектрального анализа материала пальцев шаровых опор
Бренд | Марка стали |
Kroner | сталь 40X |
Lada Standard | сталь 45 |
Renault group | сталь 45 |
Sasic | сталь 40Х |
Sevi | сталь 40Х |
TRT | сталь 38ХГМ |
Результаты измерений твердости шаровых поверхностей опор
Бренд | Твердость, HRC (в трех точках) | ||
Kroner | 28 | 28 | 28,5 |
Lada Standard | 32 | 32.5 | 32,5 |
Renault group | 32 | 34 | 34 |
Sasic | 28 | 28 | 24 |
Sevi | 31 | 31 | 29 |
TRT | 24 | 23,5 | 26 |
Результаты измерении шероховатости поверхностей шаров и пальцев шаровых опор
Бренд | Шероховатость (Ra), мкм | |
Поверхность пальца | Поверхность шара | |
Kroner | 2.30 | 0.53 |
Lada Standard | 1.34 | 0.28 |
Renault group | 1.79 | 0.25 |
Sasic | 1.62 | 0.24 |
Sevi | 0,93 | 0.15 |
TRT | 0.92 | 0.19 |
Результаты измерений усилий вырыва и выдавливания шаровых опор
Бренд | Диаметр шара мм |
Усилие вырыва кгс (норма -1500) |
Усилие выдавливания кгс (норма - 2100) |
Kroner | 25 | 4210 | 3520 |
Lada Standard | 25 | 2500 | 3300 |
Renault group | 25 | 2180 | 2700 |
Sasic | 25 | 4240 | 3060 |
Sevi | 25 | 2300 | 3100 |
TRT | 25 | 4180 | 5100 |
Общий вид шаровых с краткими результатами
Kroner (K330120), страна не указана
Стопорное кольцо - под разжимные клещи. Пыльник с трудом проходит в отверстие рычага. Посадка опоры плотная, в морозильной камере резинка рассыпалась при -50°С - это нехорошо.
Рекомендовать не можем
Lada Standard (LS000-2904192-81), Россия
Стопорное кольцо - под разжимные клещи. В рычаг пыльник проходит свободно. Натяг в посадке опоры средний. Пятидесятиградусного мороза изделие не испугалось. Итог - второе место в наших испытаниях.
Рекомендуем
Renault group (41 60 25 23R), Франция
Самое дорогое изделие. Стопорное кольцо - тонкое, проволочное. В рычаг пыльник заходит свободно. Посадка опоры со средним усилием. Силовой запас наименьший. При температуре -40°С пыльник развалился на куски.
Рекомендовать не можем.
Примечание: Изделие, продаваемое под именем «Renault group» с кодом 41 60 25 23R нельзя отнести к оригинальным запчастям. В представительстве Renault нам сообщили, что ни упаковка, ни этикетка не соответствуют оригинальным. Кроме того, референс оригинальных запчастей Renault состоит из десяти знаков, а не девяти. При этом Renault не производит шаровую с боковой проточкой: у оригинальных изделий канавка проточена по всей поверхности цилиндрической части пальца.
Sasic (7574013), EU
Пыльник легко заходит в отверстие рычага, а опора фиксируется тонким проволочным с топорным кольцом. В морозильнике при -50°С пыльник потерял цельность.
Рекомендовать не можем
Sevi (7013-4192), Россия
Стопорное кольцо - проволочное, откровенно «хилое». В отверстие рычага пыльник входит легко. Натяг при посадке опоры средний. Морозные испытание изделие выдержало. Итог - третье место.
Рекомендуем
TRT (RS8018), Южная Корея
Самая дешевая опора. Стопорное кольцо мощное - под клещи. В рычаг пыльник протискивается. Фиксация вотверстии плотная. Малая шероховатость шара и значительные усилия выдавливания говорят о повышенном ресурсе изделия. Первое место!
Рекомендуем
Явного брака при механических испытаниях не обнаружено - и это радует. Однако термические испытания отсеяли половину участников: остались только Lada, Sevi и TRT. Именно эти шаровые опоры и попали в тройку лидеров.
Абсолютную победу мы присуждаем изделию TRT: при самой низкой цене в выборке оно сулит самый высокий ресурс. А хилое проволочное стопорное кольцо Sevi отодвигает его на третью ступень, уступив второе место изделию Lada Standard.