LADA Largus
полезная информация
Двигатель автомобиля
Посторонние шумы в двигателе
Замена масла двигателя
Снятие и установка двигателя
Проверка компрессии
Замена приводного ремня
Снятие шкива коленвала, установка ВМТ
Замена ремня ГРМ (K7M и K4M)
Замена ремня ГРМ (21129 и 11189)
Дефекты ремня ГРМ
Дефекты роликов ГРМ
Сальник передний коленчатого вала
Сальник задний коленчатого вала
Маховик двигателя
Прокладка (уплотнение) крышки ГБЦ
Регулировка зазоров клапанов (К7М)
Замена маслосъёмных колпачков
Замена прокладки ГБЦ
Маслянный поддон, замена прокладки
Масляный насос
Система смазки, давление
Система питания
Снятие глушителя шума впуска
Замена воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Впускной коллектор (ресивер)
Снятие топливной рампы и форсунок
ЭСУД
Неисправности ЭСУД и их коды
Замена ЭБУ
Катушки (модули) зажигания K4M
Катушка (модуль) зажигания K7M
Управляющий датчик кислорода
Диагностический датчик кислорода
Датчик положения коленвала
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик детонации
Датчик абсолютного давления
Датчик температуры впускного воздуха
Датчик распредвала (датчик фаз)
Датчик скорости
Адсорбер
Сброс давления в топливной системе
Снятие модуля бензонасоса
Замена топливного насоса, топливного фильтра, датчика уровня топлива
Топливный бак
Замена топливных трубок
Выхлопная система (устройство, снятие)
Снятие выпускного коллектора
Каталитический нейтрализатор (описание)
Снятие каталитического нейтрализатора
Система рециркуляции ОГ
Снятие дополнительного глушителя
Снятие основного глушителя
Снятие термоэкранов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена расширительного бачка
Замена радиатора
Замена водяного насоса
Дефекты водяного насоса
Замена термостата
Снятие корпуса термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена левой опоры двигателя
Замена правой опоры двигателя
Замена задней опоры двигателя
Как помыть двигатель
Меры безопасности при работе с ГБО
Проверка герметичности газовой системы
Замена газовой рампы
Замена редуктора высокого давления
Снятие газового баллона и его кронштейна
Замена фильтра низкого давления
Замена клапана заправки газа
Замена газовой магистрали
Замена трубки заправки газа
Снятие переключателя вида топлива
Замена контроллера газовой системы
Самостоятельная установка ГБО
Замена мембраны редуктора BRC

Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) - замена (двигатели K4M, K7M)


Примечание:
Замена ремня ГРМ на двигателях ВАЗ-21129 и 11189 см. тут
Каталожные номера ремня ГРМ, роликов и пр. деталей см. тут и тут
Ещё по этой теме: Мифы о ремнях ГРМ

механизм грм - устройство
Привод ГРМ (двигатель K4M): 1 – зубчатый шкив коленвала; 2 – ремень ГРМ; 3 – натяжной ролик; 4 – шкив распредвала (выпуск); 5 – шкив распредвала (впуск); 6 – опорный ролик; 7 – шкив помпы


Схема привода ГРМ (двигатель K7M): 1 – зубчатый шкив коленвала; 2 – шкив распредвала; 3 – ремень ГРМ; 4 – натяжной ролик; 5 – шкив насоса охлаждающей жидкости

Снятие

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода "массы" от аккумуляторной батареи .

Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:

Снять впускной патрубок.

Снять глушитель шума впуска (см. тут)

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Снятьи защиту картера двигателя (см. тут)

Снять правое переднее колесо (см. тут)

Снять правый боковой грязезащитный щиток (см. тут)

Снять ремень привода вспомогательного оборудования.(см. тут)

Снять шкив коленчатого вала (см. тут).

Снять правую опору подвески двигателя (см. тут).

Вывернуть пробку 1, рисунок 5-1, отверстия под фиксатор ВМТ (головка Тогх Е14, удлинитель).

отверстие для фиксатора вмт
Рисунок 5-1 - Снятие пробки отверстия под фиксатор ВМТ: 1 - пробка отверстия под фиксатор ВМТ

Для автомобилей с двигателем К7М

Отвернуть болты 1, рисунок 5-2, крепления верхней крышки привода ГРМ (головки сменные 13, 16; ключ трещоточный).

крышка ГРМ
Рисунок 5-2 - Снятие верхней крышки привода ГРМ на двигателе К7М:
- болты крепления верхней крышки привода ГРМ;
- верхняя крышка привода ГРМ

Снять верхнюю крышку 2 привода ГРМ.

Отвернуть болты 1, рисунок 5-3, крепления нижней крышки привода ГРМ (головка 8).

снятие крышки ГРМ
Рисунок 5-3 - Снятие нижней крышки привода ГРМ на двигателе К7М:
- болты крепления нижней крышки привода ГРМ;
- нижняя крышка привода ГРМ

Снять нижнюю крышку 2 привода ГРМ.

Установить и завернуть болт крепления шкива коленчатого вала (головка "на 18", ворток).

Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке так, чтобы метка на зубчатом шкиве распределительного вала оказалась на расстоянии в один зуб до вертикальной оси зубчатого шкива, а метка на зубчатом шкиве коленчатого вала была на расстоянии одного зуба от вертикальной оси шкива (головка "на 18").

метка вмт
1- Метка на шкиве распредвала; 2 - логотип Dacia на ГБЦ (как ориентир для метки 1)

Установить фиксатор ВМТ (фиксатор ВМТ Mot. 1489 или 67.7820-9701 L).

Примечание:

При отсутствии фиксатора, в качестве установочного пальца можно использовать болт верхнего крепления КПП к блоку цилиндров.


Наверните на болт две гайки и законтрите их так, чтобы длина резьбовой части была 75 мм. Вверните болт в резьбовое отверстие блока цилиндров.

Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до упора в фиксатор (головка "на 18").

При этом болт (или приспособление) должен быть вкручен на всю длинну. Пр этом коленчатый вал окажется в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров.

Примечание:

Вид изнутри: фиксация коленнвала вкрученным болтом 1 (или присполоблением), который упирается в специальную площадку 2 на коленвале.

Нанести метку на крышке относительно оси натяжного ролика с помощью маркера.

Отвернуть гайку 1, рисунок 5-4, крепления оси натяжного ролика (головка " на 16").

снятие ремня ГРМ
Рисунок 5-4 - Снятие ремня привода ГРМ на двигателе К7М:
- гайка крепления оси натяжного ролика;
- натяжной ролик;
- ремень привода ГРМ;
- болт крепления шкива распределительного вала

Натяжение ремня ослабнет.

Снять ремень привода ГРМ.

Снять натяжной ролик 2.

Внимание! После снятия ремня ГРМ, не вращайте коленчатый и распределительный валы!

Для автомобилей с двигателем К4М

Отвернуть болты и гайки 1, рисунок 5-5, крепления верхней крышки привода ГРМ (головки сменные 13).

установка ремня ГРМ
Рисунок 5-5 - Снятие верхней крышки привода ГРМ на двигателе К4М:
- болты и гайки крепления верхней крышки привода ГРМ;
- верхняя крышка привода ГРМ

Снять верхнюю крышку 2 привода ГРМ.

Отвернуть болты 1, рисунок 5-6, крепления нижней крышки привода ГРМ (головка 8).

замена ГРМ
Рисунок 5-6 - Снятие нижней крышки привода ГРМ на двигателе К4М:
- болты крепления нижней крышки привода ГРМ;
- нижняя крышка привода ГРМ

Снять нижнюю крышку привода ГРМ.

Общий вид со снятыми крышками:

Ремень газораспределительного механизма
Рисунок 5-7 - Снятие ремня привода ГРМ на двигателе К4М:
- гайка крепления оси натяжного ролика;
- натяжной ролик;
- ремень привода ГРМ;
- обводной ролик;
- болт крепления обводного ролика;
- зубчатый шкив коленчатого вала

С помощью шестигранного ключа "на 6" поверните натяжной ролик против часовой стрелки, тем самым ослабив натяжение ремня ГРМ

После чего снимите ремень сначала с натяжного ролика, а затем и с остальных шкивов

Отвернуть гайку 1, рисунок 5-7, крепления оси натяжного ролика и снять натяжной ролик ремня ГРМ.

Отвернуть болт 5 крепления обводного ролика с помощью приспособления (головка Torx Т50, приспособление Mot. 1368).

Снять обводной ролик 4, вместе с втулкой

При необходимости снять зубчатый шкив 6 коленчатого вала.

УСТАНОВКА

Для автомобилей с двигателем К7М

Примечание. По заводской технологии следующие детали подлежат обязательной замене :

- ремень привода ГРМ;

- натяжной ролик ремня привода ГРМ;

- болт крепления шкива коленчатого вала.

Установить не затягивая новый натяжной ролик 2, рисунок 5-4. При этом отверстия под специальный ключ должны быть направлены наружу.

Надеть на шкивы новый ремень привода ГРМ, совместив метки на ремне с метками на зубчатых шкивах распределительного и коленчатого валов.

 

На оригинальный ремень должны быть нанесены стрелки, указывающие направление его движения. Если такие стрелки отсутствуют, а ремень снимаете не для замены, нанесите их любым доступным способом , чтобы установить ремень в прежнее положение.

Порядок установки ремня ГРМ:

- шкив коленчатого вала;

- натяжной ролик;

- зубчатый шкив распределительного вала;

- зубчатый шкив привода водяного насоса.

Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М без автоматического натяжителя.

Примечание:
если специальные приспособления для натяжения ремня отсутствуют, натяните ремень ГРМ, повернув натяжной ролик против часовой стрелки до совпадения нанесённых на него перед снятием меток, и затяните гайку крепления ролика. Поскольку заводская технология подразумевает проверку натяжения ремня проводить специальным тестером, официальных данных об усилии при прогибе ремня на определенную величину отсутствуют. На практике приблизительно оценить правильность натяжения ремня ГРМ можно универсальным способом: надавить на ремень большим пальцем и определять прогиб по линейке.

Если расстояние между центрами шкивов составляет от 180 до 280 мм, прогиб должен быть примерно 6 мм.

проверка натяжения ремня грм

Еще один способ предварительной проверки натяжения ремня перекручиванием его ведущей ветви вдоль оси. Если усилием руки удается перекрутить ветвь более чем на 90°, ремень натянут слабо.

Установить натяжной ролик до упора в ремень привода ГРМ,

Затянуть гайку крепления оси натяжного ролика.

Снять фиксатор ВМТ.

Установить приспособление 1, рисунок 5-8, для предварительного натяжения ремня на зубчатый шкив распределительного вала.

регулировка натяжения ремня ГРМ
Рисунок 5-8 - Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М:
1 - приспособление Mot. 1501 для предварительного натяжения ремня привода ГРМ

Создать предварительное натяжение на ветви ремня привода ГРМ с помощью моментного ключа. Момент прилагаемого усилия 10 Н.м (1,0 кгс.м) (ключ моментный).

Снять приспособление со шкива распределительного вала.

Установить приспособление для натяжения ремня привода ГРМ (приспособление Мот. 1135-01 или 67.7812-9703 L).

Натянуть ремень привода ГРМ, поворачивая натяжной ролик с помощью приспособления против часовой стрелки.

Отрегулировать натяжение ремня привода ГРМ поворачивая натяжной ролик при помощи приспособления (прибор Mot. 1505 или "LADAHOPMA - ПИНаР"). Замер проводить на ветви ремня ГРМ между шкивом распределительного вала и шкивом водяного насоса. Частота колебаний 160 ± 10 Гц.

Затянуть гайку крепления натяжного ролика.

  Момент затяжки 50 Н.м (5,0 кгс.м)

Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке (головка "на 18").

Заблокировать коленчатый вал в положении ВМТ при помощи фиксатора.

Снять фиксатор ВМТ.

Установить приспособление для предварительного натяжения ремня на зубчатый шкив распределительного вала.

Создать предварительное натяжение на ветви ремня привода ГРМ с помощью моментного ключа.

Момент прилагаемого усилия 10 Н.м (1,0 кгс.м) .

Снять приспособление со шкива распределительного вала.

Проверить натяжение ремня привода ГРМ. Замер проводить на ветви ремня ГРМ между шкивом распределительного вала и шкивом водяного насоса. Частота колебаний 160 ± 10 Гц.

Если величина натяжения за пределами допуска, то повторить процедуру регулировки натяжения ремня привода ГРМ.

Нанести состав фиксатор резьбы на болты 1, рисунок 5-2, крепления верхней крышки привода ГРМ.

Установить верхнюю крышку 2 привода ГРМ.

Момент затяжки болтов крепления верхней крышки привода ГРМ:

- болты М10 - 44 Н.м (4,4 кгс.м);

- болты М8 - 22 Н.м (2,2 кгс.м).

Установить нижнюю крышку 2, рисунок 5-3, привода ГРМ.

Момент затяжки болтов 1 крепления нижней крышки привода ГРМ - 8 Н.м (0,8 кгс.м).

Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М с автоматическим натяжным роликом

Установить подвижный указатель 1, рисунок 5-9, после неподвижного указателя 2, повернув эксцентрик 3 против часовой стрелки с помощью ключа с головкой Torx Т50.

ролики натяжения ГРМ
Рисунок 5-9 - Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М с автоматическим натяжным роликом:
- подвижный указатель;
- неподвижный указатель;
- эксцентрик;
- гайка крепления натяжного ролика;
- автоматический натяжной ролик ремня привода ГРМ

Затянуть гайку 4 крепления натяжного ролика.

  Момент затяжки гайки крепления натяжного ролика 25 Н.м (2,5 кгс.м).

Снять фиксатор ВМТ.

Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.

Установить фиксатор ВМТ .

Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до упора в фиксатор ВМТ.

Убедиться, что подвижный указатель 1 расположен напротив неподвижного указателя 2.

- отвернуть гайку крепления натяжного ролика привода ГРМ не более чем на один оборот, удерживая эксцентрик ключом;

- плавно установить подвижный указатель после неподвижного указателя, повернув эксцентрик против часовой стрелки с помощью ключа с головкой Torx Т50;

- затянуть гайку крепления натяжного ролика.

  Момент затяжки гайки крепления натяжного ролика 25 Н.м (2,5 кгс.м).

Снять фиксатор ВМТ.

Для автомобилей с двигателем К4М

Примечание. По заводской технологии следующие детали подлежат обязательной замене :

- ремень ГРМ;

- натяжной ролик ремня ГРМ;

- обводной ролик ремня ГРМ;

- болт крепления шкива коленчатого вала;

- заглушка впускного распределительного вала;

- заглушка выпускного распределительного вала.

Внимание. Перед установкой шкива коленчатого вала обезжирить опорную поверхность шкива и носок коленчатого вала.

Если указатели не совпадают:
Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт, пока пазы распределительных валов 1, рисунок 5-10, не встанут горизонтально и со смещением вниз от осей валов.


Рисунок 5-10 - Положение пазов распределительных валов в ВМТ: 1 - распределительные валы

Установить приспособление 1, рисунок 5-11, для установки фаз газораспределения на двигатель и закрепить болтом 2.


Рисунок 5-11 - Установка приспособления для установки фаз газораспределения:
- приспособления для установки фаз газораспределения Mot. 1496;
- болт

Примечание:
Приспособение можно изготовить из листа металла толщиной 5 мм.

размеры приспособления для фиксации распредвалов

Расположить значки на спицах шкивов распредвалов вертикально вверх.

Установить новый натяжной ролик 2, рисунок 5-7, ремня привода ГРМ, заведя его выступ в паз.

Завернуть, не затягивая, гайку 1 крепления оси натяжного ролика.

Установить зубчатый шкив 6 коленчатого вала.

Установить новый ремень 3 привода ГРМ.

Установить новый обводной ролик 4 ремня привода ГРМ.

  Момент затяжки болта 5 крепления обводного ролика ремня привода ГРМ - 50 Н.м (5,0 кгс.м) .

Шестигранным ключом на 6 мм совместить подвижный указатель А, рисунок 5-12, с выемкой В неподвижного указателя, поворачивая эксцентрик 1 по часовой стрелке.

метки ролика
Рисунок 5-12 - Установка меток натяжного ролика:
1 - эксцентрик;
А - подвижный указатель;
В - выемка неподвижного указателя

Затянуть гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ моментом 7 Н.м (0,7 кгс.м).

Установить нижнюю крышку 2, рисунок 5-6, привода ГРМ.

  Момент затяжки болтов 1 крепления нижней крышки привода ГРМ - 12 Н.м (1,2 кгс.м).

фиксация ВМТ
Рисунок 5-13 - Установка фиксатора ВМТ: 1 - фиксатор ВМТ

Установить фиксатор 1, рисунок 5-13, ВМТ на блок цилиндров.

Установить шкив коленчатого вала.

Отвернуть болт 2, рисунок 5-11, крепления приспособления Mot. 1496 и снять приспособление 1 для установки фаз газораспределения.

Снять фиксатор ВМТ с блока цилиндров.

Проверка натяжения ремня привода ГРМ на двигателе К4М

Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке (если смотреть со стороны ГРМ) и до совмещения ранее нанесенных меток (на шкиве фазорегулятора), установить фиксатор ВМТ на блок цилиндров.

Осторожно довести коленчатый вал до упора в фиксатор.

Снять фиксатор ВМТ с блока цилиндров.

Убедиться, что подвижный указатель А, рисунок 5-12, расположен напротив выемки В неподвижного указателя, если это не так:

- отвернуть гайку 1, рисунок 5-7, крепления натяжного ролика не более чем на один оборот, удерживая подвижный указатель шестигранным ключом на 6 мм;

- плавно подвести подвижный указатель до совмещения с выемкой, поворачивая эксцентрик по часовой стрелке.

Затянуть гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ моментом 27 Н.м (2,7 кгс.м).

Проверка установки фаз газораспределения на двигателе К4М

Перед проверкой установки фаз газораспределения убедиться в правильном положении подвижного указателя А, рисунок 5-12, натяжного ролика и выемки В неподвижного указателя..

Установить фиксатор 1, рисунок 5-13, ВМТ на блок цилиндров.

Осторожно довести коленчатый вал до упора в фиксатор.

Установить (не прилагая усилий) приспособление 1, рисунок 5-11, для установки фаз газораспределения (пазы на концах распределительных валов 1, рисунок 5-10, должны находиться в горизонтальном положении и быть смещены вниз от осей валов).

Если приспособление Mot. 1496 не встает на место, то нужно повторно установить фазы газораспределения и отрегулировать натяжение ремня привода ГРМ.

Снять приспособление Mot. 1496 для установки фаз газораспределения.

Снять фиксатор ВМТ с блока цилиндров.

Установить крышку окна на нижней крышке привода ГРМ, убедившись, что штифт входит в выемку.

Операции общие для всех комплектаций автомобилей

Нанести герметик на резьбу пробки 1, рисунок 5-1, отверстия под фиксатор ВМТ и завернуть пробку.

  Момент затяжки пробки 20 Н.м (2,0 кгс.м).

Установить правую опору подвески двигателя .

Установить шкив коленчатого вала.

Установить ремень привода вспомогательных агрегатов .

Установить правый боковой грязезащитный щиток.

Установить правое переднее колесо.

Установить защиту картера двигателя.

Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:

Установить впускной патрубок.

Установить глушитель шума впуска.

Операции, общие для всех комплектаций автомобилей

Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее .

Видео