Система безопасной парковки (СБП, парктроник) и камера заднего вида
В вариантном исполнении автомобиль оснащается системой безопасной парковки (СБП). СБП предназначена для предупреждения водителя о приближении к препятствию при движении задним ходом.
Рис. 5.13.1. Датчики СБП
СБП обнаруживает препятствия сзади автомобиля при помощи ультразвуковых датчиков, работающих по принципу эхолокации. Предупреждение водителя о приближении к препятствию и информирование о расстоянии до препятствия осуществляется акустическим сигнализатором.
СБП включает в себя:
1. Блок управления и сигнализации с функцией диагностики, установленный в багажном отделении слева под обивкой.
2. Ультразвуковые датчики:
• СБП имеет три датчика в заднем бампере (рис. 5.13.1);
СБП автоматически включается в работу, если:
1. Включено зажигание.
2. Включена задняя передача.
При включении СБП раздается короткий звуковой сигнал высокого тона.
Если препятствие находится в зоне обнаружения, СБП информирует водителя о наличии препятствия прерывистым или непрерывным звуковым сигналом, в зависимости от расстояния до препятствия, автомобиль при этом может двигаться или стоять: при приближении автомобиля к препятствию, начиная с расстояния около 150 см, включается прерывистый сигнал тревоги высокого тона, частота которого увеличивается при сближении с препятствием и который становится непрерывным при расстоянии между бампером и препятствием около 30 см.
СБП автоматически выключается после выключения передачи заднего хода.
• Следует иметь в виду, что для полной остановки автомобилю потребуется некоторое время, которое зависит от реакции водителя, погодных условий, состояния дорожного покрытия, особенностей работы тормозной системы, инерции автомобиля, поэтому при срабатывании СБП водитель обязан максимально снизить скорость движения и остановить автомобиль при появлении непрерывного звукового сигнала.
• При особых обстоятельствах различные отражающие поверхности окружающей среды, предметов или одежды, посторонние источники звука могут привести к тому, что СБП не среагирует на препятствие.
• СБП является вспомогательной системой, которая помогает водителю оценить расстояние до обнаруженного
препятствия. Движение задним ходом считается маневром повышенной опасности. Водитель, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, обязан убедиться в безопасности данного маневра перед его началом и во время движения. Для этого обязательно необходимо контролировать обстановку сзади автомобиля при помощи боковых зеркал и зеркала заднего вида.
Особенности работы и эксплуатации СБП:
1. После включения СБП раздается короткий звуковой сигнал высокого тона, далее блок управления проводит комплексную проверку с целью обнаружения дефектных датчиков или других неисправностей системы. Если обнаружен дефектный датчик или другая неисправность системы, после сигнала включения раздается звуковое оповещение о неисправности. Описание звуковых оповещений при неисправностях СБП приводится в таблице 5.13.1.
2. Следует учитывать, что из-за особенностей распространения ультразвуковых волн, система не определяет опасные препятствия, которые рассеивают или поглощают ультразвуковые волны. Это очень низкие, тонкие, заостренные предметы, мягкий снег и т. п. Следует воспользоваться другими способами контроля за обстановкой сзади автомобиля при приближении к препятствиям типа «пандус» из-за геометрических особенностей таких препятствий.
3. При эксплуатации автомобиля с прицепом необходимо осуществить подключение электрической схемы прицепа к электрической схеме автомобиля у дилера LADA с помощью соответствующего соединения. В противном случае система безопасной парковки будет ложно срабатывать на прицеп.
Примечание. Тягово-сцепное устройство, устанавливаемое на автомобиль, должно быть со съемным тяговым кронштейном, т. к. СБП определяет расстояние от бампера до препятствия.
4. Для предотвращения неправильной работы СБП датчики должны поддерживаться чистыми от снега, льда и грязи. При очистке датчиков нельзя пользоваться твердыми или острыми предметами. Датчики нужно беречь от ударов.
5. Диагностику и ремонт неисправных компонентов СБП необходимо производить у дилера LADA.
Звуковое оповещение при неисправностях СБП
(После звукового оповещения о наличии неисправности СБП отключается)
Таблица 5.13.1
Трехканальная СБП | |
Один короткий сигнал низкого тона | Неисправен левый датчик (по ходу автомобиля) |
Два коротких сигнала низкого тона | Неисправен центральный датчик |
Три коротких сигнала низкого тона | Неисправен правый датчик (по ходу автомобиля) |
Один звуковой сигнал низкого тона длительностью шесть секунд | Неисправен блок управления |
Если неисправностей несколько, то в звуковом оповещении последовательно озвучиваются все выше указанные неисправности через паузу в три секунды |
КАМЕРА ЗАДНЕГО ВИДА
В вариантном исполнении автомобиль оснащается камерой заднего вида (КЗВ) со статическими линиями (неподвижная графическая разметка) на экране мультимедийной системы.
КЗВ установлена в пластиковую накладку большой двери багажного отделения. Начальная ширина парковочного коридора соответствует габаритным размерам автомобиля плюс 250 мм на каждую сторону.
КЗВ активируется при включении передачи заднего хода и формирует видеосигнал цветного изображения с парковочными линиями для отображения обстановки сзади автомобиля. Сигнал с КЗВ отображается на дисплее мультимедийной системы.
КЗВ автоматически выключается через несколько секунд после выключения передачи заднего хода.
Изображение статических парковочных линий (рис. 5.14.1):
Рис. 5.14.1. Парковочный коридор камеры заднего вида (в вариантном исполнении)
• а-зеленые дистанционные метки соответствуют расстоянию 4,5 метра от линии бампера, спроецированной на поверхность дороги;
• b-желтые дистанционные метки соответствуют расстоянию 1,5 метра от линии бампера, спроецированной на поверхность дороги;
• с-красные дистанционные метки соответствуют расстоянию 0,3 метра от линии бампера, спроецированной на поверхность дороги.
КЗВ является вспомогательной системой, которая помогает водителю оценить расстояние до возможных препятствий.
Для предотвращения некорректной работы камера должна быть чистой от грязи, снега и льда.
Внимание!
При очистке камеры нельзя пользоваться твердыми, жесткими или острыми предметами. Камеру нужно беречь от ударов.