LADA Largus
полезная информация
Техническое описание
Габаритные размеры
Внутренние размеры
Идентификационные таблички
Устройство моторного отсека
Основные узлы и агрегаты (вид снизу)
Устройство приборной панели
Щиток приборов и аварийные лампы
Бортовой компьютер
Как настроить часы
Магнитола
Как обновлять магнитолу
Мультимедиасистема
Навигатор
Руль и все его функции
Включение световых приборов
Включение стеклоочистителей
Зеркала заднего вида
Лампы применяемые в автомобиле
Применяемые жидкости
Моменты затяжки резьбы
Обкатка нового автомобиля
Техобслуживание
Пуск двигателя
Вождение автомобиля
Пользование механической КПП
Пуск от внешнего аккумулятора
О системе ABS на автомобиле
Круиз-контроль и ограничитель скорости
Система ЭРА-ГЛОНАСС
Освещение салона
Парктроник и камера заднего вида
Система пассивной безопасности
Подушки безопасности
Климатическая система (печка)
Пользование кондиционером
Открытие капота
Ключи и пульт ДУ
Блокировка дверей
Пользование стеклоподъёмниками
Сиденья (регулировки, подогрев и пр.)
Складывание задних сидений
Шины и диски
Давление в шинах
Замена колеса
Предостережение от езды накатом
Заправка топливом
Расход топлива
Расход масла
Регулировка света фар корректором
Рекомендации по эксплуатации
Багажное отделение, полка, сетка
Багажник на крыше
Вещевые ящики в салоне
Розетки, USB
Буксировка, эвакуация, крюки
Буксировка прицепа
Каталитический нейтрализатор
Работа вентилятора радиатора
Штатный инструмент
Как вывинтить сломанный болт
Восстановление сорванной резьбы
О разборке деталей автомобиля
Свечи зажигания (замена)
Устройство свечи зажигания
Маркировка свечей зажигания
Ошибки замены свечей
Тест-Драйв
Отправляясь в автопутешествие
Меры предосторожности при ремонте
Окружающая среда и автомобиль
Largus CNG (на газе)
Эксплуатация Largus CNG
Largus для перевозки инвалидов
Опыт обслуживания после 100 тыс.км.
Опыт обслуживания после 130 тыс.км.
Б/У Лада Ларгус - плюсы и минусы
Особенности зимней эксплуатации
Производители комплектующих Largus
Подбор хомутов

Фатальные ошибки замены свечей зажигания


Кажется, ну что может быть проще замены свечей зажигания? Раз, два - и готово! Буквально пара-тройка нехитрых действий. Однако и при их совершении даже очень опытные механики, к сожалению, совершают ошибки. Обидные ошибки, грозящие самыми неприятными последствиями. Об этих ошибках-последствиях давайте-ка и поговорим.

Единственно верное!

Не так просто однозначно определить изобретателя свечи зажигания. Документально зафиксированных патентов, появившихся еще в конце XIX века и описывающих некие электро-дуговые конструкции, предназначенные для воспламенения топлива, немало. А в число претендентов входят такие хорошо известные сегодня и, безусловно, авторитетные имена, как, например, Роберт Бош и Альберт Чэмпион. Был даже патент, представленный Кенелмом Ли Гиннессом из семьи пивоваров Гиннессов. Кто бы мог подумать, что между пенным алкогольным напитком и свечой зажигания есть что-то общее?

Альберту в первые годы пришлось совсем туго: из-за серьезных разногласий с инвесторами он потерял компанию Champion Ignition Company, которую основал во Флинте, штат Мичиган. Однако вскоре после этого был назначен президентом компании AC Spark Plug Company, созданной при поддержке Buick. Продукция этой компании нашла множество применений, включая самолеты, на которых легендарные Чарльз Линдберг и Амелия Эрхарт совершили свои грандиозные трансатлантические подвиги. И что еще более впечатляет - использовалась для запуска двигателей ракеты-носителя «Сатурн-5» второй и третьей ступеней, которая отправила Нила Армстронга на Луну.

Но, похоже, большинство специалистов сходятся во мнении, что основная заслуга в разработке устройства, ставшего впоследствии современной свечой зажигания - такой, как мы ее знаем, - принадлежит сотруднику Bosch Готтлобу Хонольду. По поручению Роберта Боша в 1901 году Хонольд сконструировал систему зажигания от магнето, основанную на так называемом зажигании от электрической дуги. Эта конструкция сделала возможным создание современного двигателя с искровым зажиганием.

Вы спросите, почему мы вспомнили все эти славные дела давно минувших дней? Да потому, что мнений может быть много. Даже очень-очень много. Однако в отличие от творческой исследовательской деятельности сугубо прикладное техническое обслуживание имеет лишь одно верное. И именно ему надо всегда следовать, невзирая на все возможные альтернативные суждения, какими бы привлекательными и удобными они ни казались.

Этим верным - единственно верным - мнением в отношении замены свечей зажигания мы и собираемся сейчас с вами поделиться, подробно описав наиболее распространенные и, как показывает практика, реально фатальные ошибки.

Маленькая деталь, большое значение

Вряд ли кто-либо усомнится в том, что свеча зажигания играет решающую роль в процессе сгорания. Для тех, кто понимает, как функционирует современный двигатель внутреннего сгорания (а мы надеемся, в среде наших читателей таких большинство), это, в общем, очевидно. Но почему же тогда многие механики пренебрегают основными требованиями к процедуре замены? Или они считают, что свеча настолько совершенное изделие, что пресловутый «человеческий фактор» ему совершенно нипочем? Равно как и всепобеждающие, бронебойные законы физики, процессы износа, неблагоприятное влияние внешних факторов и проч. - свеча просто настолько идеальна и прочна во всех смыслах, что работает всегда и при любых условиях, обеспечивая максимально эффективное сгорание?

К сожалению, это не так. Более того, свеча зажигания - довольно хрупкая деталь, за которой нужен глаз да глаз. Обращаться с ней надо аккуратно, очень четко соблюдая рекомендации производителя. Взять хотя бы зазор между электродами. Он может быть слишком маленьким или слишком большим. В первом - начнутся чудеса с напряжением вплоть до отказа свечи и повреждения катушки зажигания из-за чрезмерной нагрузки.

То есть никаких компромиссов с зазором быть нс должно - ему нужно быть таким, как предписано для данной конкретной модели, и любые отклонения недопустимы. А часто ли вы проверяете зазор перед установкой новой свечи? Не торопитесь оправдываться, мы догадываемся, что вы ответите, но подождите немного, просто коротко: да или нет - проверяете или не проверяете?

Или скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь роняли свечу зажигания во время планового техобслуживания? Что вы с ней сделали после того, как подняли? Правильный ответ - «выбросили и взяли другую»! Поскольку падение может вызвать микротрещины и/ или внутренние повреждения, которые приведут к преждевременному, если не немедленному выходу из строя. Но чаще всего, окинув свечу «опытным» взглядом и не найдя на корпусе заметных дефектов, механики продолжают работать как ни в чем не бывало.

И все это происходит регулярно, как будто свеча зажигания действительно некое фантастическое изделие - не бьется, не ломается, а только кувыркается. Хотя при этом специалисты прекрасно понимают, насколько оно ответственное, а стало быть...

Остается только гадать, откуда взялась эта диалектическая двусмысленность, выражающаяся, с одной стороны, в твердой уверенности, что свеча все стерпит, все выдержит, что по ее поводу можно совершенно не беспокоиться, а с другой - в четком осознании важности этой детали. Почему же не проводятся закономерные параллели: если важна и ответственна, значит, и отношение должно быть соответствующее?!

Впрочем, вопросы диалектики не в нашей компетенции, лучше мы пройдемся по технике и рассмотрим ошибки, вызванные главным образом неаккуратностью и полным пренебрежением базовыми рекомендациями - рекомендациями, которые должны соблюдаться неукоснительно и всенепременно! Ведь именно эти ошибки наиболее критичны по своим последствиям.

Ну а начнем мы, что логично, с периодичности замены.

Периодичность замены

Ни один из автопроизводителей в своих регламентирующих документах относительно технического обслуживания выпускаемой автотехники не устанавливает жесткого интервала замены свечей зажигания. Указывается только необходимость периодической проверки, как правило, каждые 15 тыс. км пробега (во время очередного ТО), по результатам которой и принимается решение о замене.

При этом, как показывает практический опыт, срок службы свечей в зависимости от целого ряда факторов и условий эксплуатации может довольно сильно отличаться. Порой в разы: начиная от тех же самых 15 тыс. км у самых простых свечей с электродами из никелевых сплавов до 80-100 тыс. км у свечей, в конструкции электродов которых применяются те или иные благородные металлы: платина, иридий и проч.

Вы спросите, почему происходит износ? Ничего фантастического. Все более чем закономерно. Свечи зажигания сжигают топливовоздушную смесь. Они делают это многократно и постоянно при различных оборотах двигателя, подвергаясь воздействию огромной температуры и давления. По мере старения свечи зажигания зазор между центральным и боковым/и электродом/ами постепенно «сгорает» - то есть увеличивается, что приводит к неэффективному или неполному сгоранию.

А поскольку интенсивность этого деструктивного процесса спрогнозировать на достаточно точном уровне сложно (влияющих факторов действительно слишком много: здесь и качество топлива, и манера езды и проч.), главным ориентиром в вопросе замены являются не конкретные сервисные интервалы, а состояние свечей. Точнее, внешние признаки, по которым об этом состоянии можно достаточно объективно судить. Своего рода симптомы, сигнализирующие о каких-либо проблемах или приближающемся выходе из строя.

Они таковы:

1. Трудности с запуском двигателя. Требуется два или три проворота, чтобы завести двигатель утром? А потом раздаются натужные, надрывные звуки, как будто ему трудно пробудиться от глубокого сна? В случае утвердительных ответов сразу же проверьте свечи зажигания. Если создаваемая ими искра слишком слабая, двигатель может вообще отказаться заводиться.

2.   Увеличение расхода топлива. Изношенные свечи зажигания заставляют автомобиль сжигать больше топлива. Поэтому, если автовладелец жалуется на повышенный расход, первое, что нужно сделать, - это оценить состояние свечей зажигания.
Их можно почистить, а лучше заменить.

3.   Посторонние шумы в двигателе; пропуски зажигания. Еще один аудиопризнак. Возникновение дребезжащих или звенящих звуков в момент ускорения или при движении по крутому склону может свидетельствовать о пропусках зажигания. Стук и писк, со своей стороны, говорят об использовании свечей зажигания неправильного типа. Но каким бы ни был посторонний шум, какой бы характер он ни носил, это в любом случае не является здоровым признаком. Длительная эксплуатация в таком состоянии может привести к серьезным повреждениям двигателя.

4.   Сокращение производительности; внезапные, резкие падения мощности; неадекватная реакция на педаль акселератора
и проч. Слабое или запоздалое искрообразование может серьезно повлиять на работу двигателя. Проблема, скорее всего, исчезнет, если поменять свечи зажигания.

5.   Перебои на холостом ходу. На холостом ходу двигатель автомобиля должен работать плавно и стабильно. Если возникают какие-либо перебои и нарушения, вероятно, виноваты изношенные или неисправные свечи зажигания. Но обратите внимание, что плохая или нерегулярная работа на холостом ходу может быть вызвана многими факторами, такими как засоренный воздушный фильтр, грязный топливный фильтр, изношенные форсунки и проч.

Установив, что свечи зажигания нуждаются в замене, переходим к выполнению операций. Тут начинается самое интересное!

«На глазок»

Пожалуй, самой распространенной ошибкой при замене свечей зажигания - и что самое ужасное, многие механики это даже за ошибку-то не считают - является затягивание новых свечей с усилием «на глазок», то есть без использования динамометрического ключа. «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя: богатыри - не вы!» - со сладкой ностальгией вспоминают ветераны авторемонтных баталий, протирая грязным пальцем свечное отверстие.

Однако то, что было вполне терпимо и, может быть, даже героически в патриархальную эпоху вазовской «классики», с современными автомобилями однозначно не проходит. Им это вредно и больно. От этого у них случаются затяжные мигрени и много всякой прочей безысходной хандры, единственное средство от которой - точное соблюдение полагающегося момента затяжки.

А чтобы вы не думали, что это у нас шуточки такие, вот вам перечень вероятных проблем из-за его нарушения. И начнем мы с перетяга, поскольку считается (почему-то), что он нс так страшен, как недотяг. Однако это в корне неверно - приложение избыточного усилия при фиксировании свечи зажигания не менее (а может быть, и более) драматично и приводит к:

• Поломке изолятора. Поломке чаще всего неявной (кто ж будет его ломать по собственной воле?), но, тем не менее, вполне конкретной - микротрещины появляются в 90% случаев. С течением времени из-за постоянных вибраций и нагрузок они увеличиваются, разрастаются, что чревато полным разрушением изолятора, и тут уж как повезет - кто-то отделывался банальным испугом и заменой свечи, а кому-то приговаривали двигатель. И это из-за копеечной, по сути, детали!

• Вытягиванию корпуса свечи и, как следствие, нарушению ее целостности, что приводит к прорыву газов из камеры сгорания и падению компрессии в цилиндре. Двигатель работает неровно, свеча продолжает разрушаться. Кроме того, могут нарушиться конструктивные связи корпуса с изолятором, из-за чего теплоотводящая способность свечи ухудшится, она будет постоянно перегреваться и если даже не разрушится, то точно выйдет из строя раньше положенного срока.

• Проблемам с последующим обслуживанием. Не разрушившуюся за время эксплуатации, но поврежденную перетягом свечу практически невозможно извлечь потом без поломки. Фактически со стопроцентной вероятностью при приложении усилия верхняя часть отломится, резьбовая - останется в свечном колодце. Придется снимать головку блока и высверливать бедолагу. Хотя бедолагой в данном случае уместнее назвать механика, которому все это предстоит осуществить.

Приложение недостаточного усилия при фиксировании свечи зажигания чревато:

    Опять же, прорывом газов из камеры сгорания, потерей компрессии и всем букетом связанных с этим последствий, описанных выше.

    Постепенным ослаблением затяжки (из-за постоянных вибраций в процессе эксплуатации), феерично венчающимся торжественным запуском свечи на геостационарную орбиту прямо из головки блока. Правда, необходимую динамику для этого она вряд ли наберет, но дел в подкапотном пространстве натворит, уж будьте уверены.

• Перегревом свечи и калильным зажиганием. Смотрите, что происходит. Свеча - изделие точно рассчитанное и испытанное. При этом резьбовая часть отвечает не только за прочность фиксации, но и за теплоотвод. То есть ее форма, размеры и проч, характеристики не случайны. Если свеча вкручена недостаточно, значит, площадь теплоотводящей поверхности тоже недостаточна и перегрева не миновать. А перегрев - это выгорание электродов, это разрушение изолятора и т.п. неприятные вещи, которые также распускаются не иначе как пышным букетом.

В общем, резюме из всего вышеизложенного одно - строго соблюдаем момент, каким бы «опытным» ни был «глазок» мастера. И на старуху бывает проруха - не самое веское оправдание перед клиентом. Тем более что он вряд ли его примет, понимая, во сколько обойдется устранение возникших из-за той прорухи проблем.

Регламентированные значения момента всегда можно уточнить в легкодоступной справочной литературе.

Грязь!

Еще одной классической проблемой безответственной замены свечей зажигания является грязь. Грязь - это настоящий бич ремонтных работ, который традиционно полностью игнорируется множеством механиков. Ну, действительно, что может произойти, если в свечной колодец упадет несчастная песчинка? Там же такие температуры, там же такое давление! Вот именно, друзья, температуры и давление, которые помогут этой песчинке довольно-таки быстро (реально, вы и сами не заметите, насколько быстро) уничтожить даже самый надежный агрегат.

Поэтому с грязью надо вести максимально ожесточенную борьбу! Причем на всех этапах выполнения операции. Прежде чем извлечь старую свечу зажигания, ее нужно тщательно очистить, так же как и прилегающие к свечному колодцу поверхности. Затем повторить эту процедуру при установке. Ну а чтобы снять малейшие сомнения в достижении необходимой степени очистки и не беспокоиться о герметичности, настоятельно рекомендуется почистить и резьбу в головке блока.
Кстати, о герметичности...

Противозадирные и герметизирующие составы

Споры вокруг использования при установке свечей зажигания противозадирных и/или герметизирующих составов для резьбовых соединений до сих пор не утихают. Однако специалисты упорно рекомендуют воздержаться от их использования.

Во-первых, благодаря естественным свойствам основных металлов, используемых при изготовлении корпусов свечей зажигания добросовестными производителями, свечи премиальных брендов уже обладают определенной, скажем так, смазывающей способностью. Кроме того, на корпуса в подавляющем большинстве случаев наносится цинковое покрытие, обеспечивающее дополнительный лубрицирующий слой.

Во-вторых, даже при осторожном применении противозадирная смазка или смазка для резьбы часто загрязняет запальный конец свечи.

Закручивание свечи в соответствии со спецификацией производителя транспортного средства гарантирует, что она наилучшим образом и полностью герметично садится в посадочное отверстие, на должном уровне способствуя передаче тепла головке блока цилиндров.

Когда же используются противозадирные или аналогичные составы, даже при применении динамометрического ключа прикладываемый момент завышается. Эго связано с разницей между значениями крутящего момента для «мокрых» и «сухих» поверхностей. А избыточное затягивание, как уже было отмечено, приведет ко многим неприятным последствиям, ухудшая способность свечи передавать тепло, и может стать причиной нарушения условий предварительного зажигания или детонации.

Просто поменяли

Работать можно по-разному. Можно тупо исполнять пожелания клиента: мне сказали поменять, я и поменял. А можно действительно оказывать профессиональные услуги, выявляя и устраняя проблемы с автомобилем. Какой путь изберет каждый конкретный механик или СТО - их сугубо личное, персональное дело, однако, если они хотят называться настоящими специалистами, они должны идти вторым. Поэтому, прежде чем заменить старую свечу на новую, необходимо предварительно проверить и оценить ее состояние.

Ведь довольно часто свечи выходят из строя не вследствие естественного эксплуатационного износа, а из-за наличия каких-либо скрытых неисправностей. Если эти неисправности своевременно не обнаружить и не устранить - замена свечей не даст никакого результата.
Что в этой связи необходимо знать? А вот что. Черная сухая сажа на электродах и наконечнике изолятора указывает на загрязнение свечи. Ее появление может быть вызвано грязным воздушным фильтром, переобогащенной топливовоздушной смесью, слишком частой ездой на низких скоростях или длительными простоями на холостом ходу. Если подобные режимы эксплуатации являются преимущественными - стоит подумать о переходе на более «горячую» свечу зажигания.

Черные маслянистые отложения на электродах и наконечнике изолятора указывают на протечки моторного масла. Оно может попадать в цилиндры через изношенные компоненты цилиндропоршневой группы. Очень важно найти источник утечки
-    в противном случае установка новой свечи абсолютно бессмысленна. Так же как и старая, она очень быстро загрязнится и выйдет из строя.

Своеобразные волдыри на кончике изолятора, оплавленные электроды или белые отложения
-    признаки перегревшейся свечи зажигания, которая слишком сильно нагревается в процессе эксплуатации. Причины могут заключаться в перегреве двигателя, недостаточном усилии затяжки свечи, неправильной установке угла опережения зажигания или слишком бедной топливовоздушной смеси. Свечу зажигания следует заменить, причины выявить и устранить.

Изношенные и истертые электроды - все просто. Это признаки того, что свеча зажигания вышла из строя естественным путем. Причем уже достаточно давно. Свеча находится в двигателе слишком долго и требует замены.

Зазор

Вот и до зазора дело дошло. Как обещали. Да, знаем, в основной своей массе свечи зажигания премиальных брендов поставляются с изначально выставленным на производстве зазором. Однако в процессе транспортировки произойти может все что угодно. Свечи едут к нам преимущественно очень долго и издалека. А в дороге, сами понимаете, такие чудеса происходят, что банальная логика перед ними бессильна. Соответственно, прецедентов этого «всего чего угодно» - предостаточно! Поэтому всегда - слышите, всегда! - проверяйте зазор перед установкой. Делов - на полминуты, а эффект может оцениваться десятками тысяч рублей.

Автор: Антон Пилот. Использован материал журнала Автокомпоненты







Видео