Диагностика неисправностей подшипников и их установка
Информация на данной странице акуальна для автомобилей любых марок и годов выпуска.
Современные подшипники рассчитаны на длительный срок службы. Например, при идеальных условиях эксплуатации ресурс подшипников ступиц колес для легковых автомобилей составляет 200-300 тыс. км, для коммерческой техники - около 1 млн км. Помимо брака продукции, преждевременный выход из строя подшипников возникает, как правило, из-за неправильной установки, повреждений, отклонений сопряженных элементов и узлов, нарушений правил эксплуатации.
Когда подшипник сильно поврежден или даже разрушен, установить причину его преждевременного выхода из строя в большинстве случаев уже невозможно. Важно проводить диагностику при малейших признаках неисправности. Своевременный демонтаж подшипника и правильная диагностика позволяют существенно снизить расходы на ремонт.
Помимо диагностики неисправностей подшипников, сопряженных компонентов и систем, необходимо тщательно соблюдать правила установки. Все поверхности должны быть очищены от загрязнений и коррозии, не иметь царапин, износ сопряженных деталей должен быть в пределах допуска. В частности, перед установкой подшипника ступицы необходимо проверить состояние поворотного кулака и биение тормозного диска.
При установке подшипников крайне важно соблюдать правильный момент затяжки. Крепеж обязательно должен быть новым, динамометрические ключи необходимо калибровать не реже раза в год. Отклонение усилия всего лишь на 1 Нм от требуемых параметров уменьшает ресурс подшипника примерно на 1000 км! Затяжку резьбовых соединений нужно проводить в несколько этапов в соответствии с инструкцией. При установке подшипника следует проворачивать ступицу, это актуально для подшипников всех типов, но особенно критично для конических, поскольку только так можно обеспечить оптимальный зазор и правильную установку
В настоящее время чаще используют шариковые подшипники. Их преимущество состоит в том, что они не блокируются даже при критическом износе. Однако имеют и недостаток - ограниченную нагрузочную способность. При замене подшипника важно следовать рекомендациям производителя и не устанавливать деталь в случае, если сильно повреждена заводская упаковка. Не имеет смысла проверять зазор детали вручную перед установкой - после установки эта величина изменится. При необходимости зазор и вибрацию можно проконтролировать на специальном стенде под нагрузкой.
Не рекомендуется проворачивать подшипники помпы перед установкой: они должны работать только с охлаждающей жидкостью. При установке новой помпы обязательно промыть систему и полностью заменить охлаждающую жидкость. Однако здесь не все так просто, поскольку автопроизводители в последнее время часто меняют состав антифризов. Если неизвестно, какого типа антифриз был ранее залит в систему охлаждающей жидкости, рекомендуется промывка дистиллированной водой.
Еще лучше в таких случаях произвести двойную замену охлаждающей жидкости, то есть после замены помпы залить новый антифриз, проехать на нем некоторое время и затем еще раз заменить.
В заключение перечислим некоторые наиболее распространенные причины, по которым подшипник может преждевременно выйти из строя:
1. Усталостное разрушение, поверхностное и подповерхностное.
2. Износ, абразивный и адгезивный. Абразивный возникает в результате попадания инородных тел (например, частиц грязи), адгезивный - от неправильной нагрузки и проскальзывания.
3. Коррозия, химическая и фрикционная. Химическая коррозия - ржавчина - может возникнуть в результате нарушения уплотнений, неправильной установки подшипника. В свою очередь, фрикционная коррозия бывает нескольких видов. Один из них, так называемая фреттинг-коррозия, возникает в результате микровибраций и окисления продуктов износа на поверхности детали. Еще один вид фрикционной коррозии - ложное бринеллирование. Такой дефект проявляется в виде выбоин на дорожках качения, чаще всего при воздействии вибрации, действующей на подшипник в состоянии покоя, например при перевозке автомобиля на железнодорожной платформе.
4. Эрозия в результате воздействия тока или напряжения. При повреждении током из-за локального перегрева появляются полоски но периметру кольца и тел качения. При воздействии напряжения могут возникнуть кратеры на металле. Такой дефект может быть из-за неправильного заземления сварочного оборудования, например, при проведении кузовного ремонта. Вероятность таких повреждений выше у электродвигателей и электромобилей, поэтому там используются подшипники со специальным диэлектрическим покрытием.
Как можно видеть, возможных причин преждевременного выхода из строя подшипников довольно много, и, как правило, они не связаны с конструкцией самой детали. Если не устранить неисправности автомобиля в комплексе, невозможно добиться корректной работы того или иного узла, именно поэтому требуется тщательная диагностика при выполнении ремонтных работ.
Неисправности подшипников ступиц колёс
Повреждение дорожки качения
Ударное воздействие на внутреннее кольцо при монтаже подшипника.
Повреждение дорожки качения
Неправильный выбор момента затяжки при установке подшипника, в результате чего образовался слишком маленький зазор, что вызвало повреждение дорожки качения.
Повреждение дорожки качения
Попадание в подшипник инородного тела
Потемнение поверхности наружного кольца подшипника
Неверная установка подшипника в кулаке, приведшая к фреттинг-коррозии поверхности наружного кольца и её потемнению. Для узлов этого типа следует использовать антифреттинговую пасту LGAF 3.
Повреждение дорожки качения
Попадание в подшипник инородного тела, вызвавшее износ и последующее выкрашивание поверхности кольца.
Поломка, скол наружного кольца
Ударное воздействие на корпус/наружное кольцо при установке подшипника.
Попадание воды, следы коррозии
Проникновение воды через уплотнение, вызвавшее появление коррозии на внутренней поверхности наружного кольца.
Отслаивание поверхности дорожки качения
Нарушение технологии установки: несоответствующее монтажное усилие, вызвавшее превышение предварительного натяга в подшипнике.
Вмятины на уплотнении
Повреждение уплотнения, скорее всего, вызвано ударным воздействием в процессе монтажа подшипника.
Отслаивание поверхности дорожки качения
Перекос при установки подшипника вызвал повреждение дорожки качения, которое прогрессировало до стадии отслаивания поверхности.
Смещение уплотнения
Ударное воздействие на подшипник при монтаже привело к повреждению кромок внутреннего кольца, поверхности дорожки и смещению уплотнения с исходного положения.
Пластическая деформация поверхности дорожки
Пластическая деформация происходит при нагрузках, превышающих предел прочности материала. Статические или ударные перегрузки вызывают пластические деформации с образованием вмятин на поверхностях дорожек качения подшипника, расположенных соответственно шагу тел качения.
Увеличенный по ширине след характерного цвета на дорожке от тел качения в сторону буртика
В процессе эксплуатации зазор в подшипнике увеличивается, что обуславливает значительное изменение ширины следа на дорожке от тел качения.
Пластическая деформация поверхности внутреннего кольца
Такой тип деформации на дорожке качения указывает на повышенную вибрацию вала.
Повреждение уплотнения
Нарушение технологии установки, скорее всего, ударное воздействие на подшипник при монтаже.
Повреждение уплотнения
Повреждение вызвано, скорее всего, перекосом при монтаже подшипника, приведшим к контакту уплотнения с резьбовой частью вала.
Выкрашивание поверхности
Перекос при установке подшипника, повлекший выкрашивание поверхностей дорожки качения и наружного кольца.
Попадание воды/ржавчина
Повреждение уплотнения, скорее всего, из-за несоблюдения технологии при монтаже.