Чип-тюнинг. Аппаратные комплексы
Чип-тюнинг - технология изменения программного обеспечения электронных блоков управления автомобиля, в частности, системы управления двигателем (СУД). Под этим подразумевается банальное перепрограммирование постоянного запоминающего устройства (EPROM или FLECH память) при помощи программаторов различного типа.
Спросите, зачем это нужно? Ведь не дураки сидят в специально оборудованных лабораториях при заводах и на аппликацию СУД немалые деньги расходуют! Да, не дураки, отвечу, и честно отрабатывают потраченные деньги. Но они должны дать программный продукт, который бы сделал все двигатели, вышедшие с конвейера, одинаковыми. Как показывает практика, невозможно изготовить, скажем, 1000 абсолютно одинаковых по всем параметрам моторов. Разброс в среднем 10%. Вот программно и ограничивают мощность по параметрам худшего. То есть практически на каждом моторе есть запас мощности, оставленный заводом-изготовителем для достижения идентичности всей линейки выпускаемых авто.
Если поговорить с дилерами автосалонов самых разных марок авто на нашем рынке, то выясняется одна интереснейшая деталь: оказывается, автомобили при выходе с конвейера проходят контроль качества! Чему мы как простые обыватели должны быть очень рады...
С первого взгляда, благое дело по заботе автопроизводителей о качестве выпускаемой продукции поворачивается против именно нас!
Как, спросите Вы? А все очень просто: то, что совсем никак не работает, возвращается на доработку. Тому, что хоть как-то работает и может двигаться, присваивают третью категорию. Если параметры авто более-менее укладываются в норму - относят ко второй. Ну и идеальным автомобилям, где и подвеска не гремит и амортизирует, и мотор отдает свои положенные 100% мощности, и кузов без перекосов с идеальными зазорами, - первую. А потом эти машинки, согласно категориям, идут каждая на свой рынок. Нам, естественно, как и прочим странам третьего мира, достаются авто третьей категории...
Приведу один из многих примеров. Автомобиль 2008 года. Практически 50% этих авто имеют средний расход по городу больше 11 литров. Низкое качество бензина, неправильный стиль вождения, плохие погодные условия, недока-ченные шины - объясняют гарантийщики. Доказать несоответствие технических параметров Вашего авто заявленным в красочных рекламных буклетах, которые Вам совали при продаже, техпараметрам практически невозможно. На каждой гарантийной СТО работает целый отдел инженеров по поддержке гарантии... А на деле - инженеров по съезду с гарантии, в обязанность которых входит минимизировать расходы по гарантийному обслуживанию авто, а за банальную замену масла, фильтров снять втридорога. И вот с таким букетом к нам на чип-тюнинг приходит грустный хозяин полуживого авто третьей категории.
Делаем диагностику системы, смотрим мультипликатив и аддитив по топливоподаче, коррекции УОЗа...
Открываю капот, вижу корпус SIM2K ЭБУ, снимаю. Открываю ЭБУ и прозреваю... Вместо 32-битной МРС561 Моторолы стоит давний знакомый 16-битный 167 % и 400-я память на борту. Причем, плата занимает всего половину пространства внутри блока управления. Явно урезана архитектура (фото 1).
В связи с чем - известно одному разработчику. Пробуем бутстрап - ноль. Очередной вариант подключения криптования флеша с очередной же конфигурацией процесса. Писать очередной драйвер под этот ЭБУ, как обычно времени нет. Сдуваем на паяльной станции флеш (фото 2), читаем, разбираемся с калибровками, правим УОЗ, топливо, согласно результатам диагностики и - тест-драйв!
Ни скромно, ни красочно не буду описывать результаты и впечатления наши и хозяина авто от аппликации СУД. Просто пропущу эту информацию и пишу дальше.
Через недели полторы звонит хозяин автомобиля, говорит, что аккумулятор садится. Мол, вентилятор не выключается. Советую: либо езжай к гарантиищикам (ну не правили мы в калибровках работу вентилятора), либо к нам, но у нас это уже за деньги. Естественно, клиент едет на гарантию. Там заключение: ЭБУ неисправен, необходима замена. Блок будет через 2 месяца. Печальный клиент приезжает к нам и говорит замечательную фразу: ” Вы мне в программе вентилятор подправьте, но калибровках ничего не меняйте - уж больно хорошо машинка едет! И расход топлива упал на полтора литра!"
Естественно, ЭБУ никто перешивать и не пытался. Вместе с хозяином перебрали, устранили замыкание в электропроводке.
Здесь и далее, я буду упоминать и описывать оборудование, которым работаю сам. Программаторов на нашем рынке - великое множество. Цены, возможности - самые разнообразные. Программаторы низкого уровня позволяют получить прямой доступ к программе управления двигателем. При этом нет никаких оговорок о возможности неудачного програм мирования блоков управления и возможности "завалить” контроллер (хотя есть возможность убить чип при пайке, если не применять профессиональную паяльную станцию). Например, "Юнипрог", производство Киев, "Квазар-Микро". Новые чипы памяти подключаются очень оперативно. Достаточно выслать чип и даташит на него разработчику, и через неделю новый драйвер будет подключен к базе программатора. Проверка контактирования каждой ноги чипа памяти при чтении-программировании.
Совсем недавно, кстати, вышла новая версия программатора - "Юнипрог-2". Программирует практически все чипы постоянной (EPROM, FLECH) и энергонезависимой (EEPROM) памяти, применяемой в автомобильной тематике.
Недостатком же программатора низкого уровня является возможность подключения к компьютеру только через LPT-порт.
Программатор высокого уровня - универсальный программатор Combiloader, простой в использовании. Позволяет считывать и записывать, одинарный двойной flash и eeprom ЭБУ двигателя автомобилей ГАЗ, ВАЗ, Daewoo, Chevrolet, BMW через фишку диагностики или при помощи переходных разъемов. Рекомендую начинать занятие чип-тюнингом именно с него.
Николай Пиковский, Автомастер